Снижение шума на производстве – актуальный вопрос
В зависимости от конструктивных особенностей электродвигателей уровень их шума может быть различным и порой достигает 120 дБ, что сравнимо со звуком взлетающего реактивного самолета и находится почти на грани болевого порока. Для электродвигателей общепромышленного назначения характерен уровень шума до 95 дБ, тогда как допустимый уровень шума на постоянном рабочем месте не должен превышать 80 дБ.
Важную роль в борьбе с шумом технологического оборудования играют правильный режим эксплуатации, хороший уход и своевременный текущий ремонт.
Шум электродвигателя может иметь различную природу, и в соответствии с этим классифицируется следующим образом:
- аэродинамический шум - возникает в результате вращения вентилятора и движения воздушных потоков снаружи и внутри машины;
- механический шум - вызывается вибрациями деталей вследствие остаточной неуравновешенности ротора, а также при работе подшипников;
- магнитный шум - создается колебаниями статора и ротора под действием пульсирующих магнитных сил.
В большинстве случаев, особенно в быстроходных машинах, преобладают первые две категории, поэтому уровень шума определяется в первую очередь скоростью вращения и номинальной мощностью.
Для уменьшения шума принимаются следующие меры:
1. Применяются электродвигатели завышенной мощности, используемой не полностью. При неполной нагрузке машины снижается уровень магнитных составляющих шума. Для быстроходных двигателей, в которых возникает сильный шум в системе вентиляции, запас мощности позволяет ослабить вентиляцию и, следовательно, снизить шум.
2. Рекомендуется замена подшипников лучшими по качеству, промывка подшипников, регулярная смазка, аккуратная и тщательная сборка двигателя, обкатка в течение нескольких часов.
Если источником шума является подшипник, следует оценить его состояние и принять решение о его пригодности к дальнейшей эксплуатации. Подробнее об этом читайте здесь.
Устранение перекосов, осевых люфтов, а также чрезмерно больших радиальных и осевых натягов уменьшает шум подшипников на 5—10 дБ. Уменьшение размера подшипника на один номер сопровождается снижением его шума на 1—3 дБ. Замена роликовых подшипников шариковыми того же размера снижает шум на 2—4 дБ. Целесообразно также применение специальных малошумных подшипников.
Большое значение имеет правильная центровка электродвигателя с приводным механизмом, совместная их балансировка, применение амортизаторов и эластичных муфт.
Обеспечение всего комплекса мероприятий позволяет снизить уровень шума электродвигателя на 10-20 дБ, что обеспечит комфортное пребывание сотрудников в непосредственной близости от электрической машины и улучшит общие условия труда.
Это полезно:
Двигатель наизнанку: сравнение двигателей из Европы, Азии и России
Особенности обозначений ГОСТ и МЭК (IEC)
10 простых советов по продлению срока службы двигателя