Российский электротехнический концерн «Русэлпром» организовал и провел семинар «Государственная поддержка экспорта для освоения новых рынков». По данным ФТС РФ, в 2014 г. доля машиностроительной продукции в общем объеме экспорта России составила около 4%. Официальной информации по итогам 2015 г. пока нет, но эксперты сходятся во мнении, что объем экспорта упал, в лучшем случае – остался на прежнем уровне.
Почему производители машиностроительной продукции, в особенности электротехнической, так плохо представлены за рубежом и не стремятся выйти на новые рынки? Большинство представителей отрасли считает, что это сделать не так-то просто. Концерн «Русэлпром», являясь лидером по эскорту электродвигателей, решил поделиться знаниями и на собственном примере показать, как стать экспортером электротехнической продукции. Вел семинар Родион Сурков, коммерческий директор по ключевым клиентам ТД «Русэлпром», который на протяжении многих лет курирует в концерне работу по внешнеэкономической деятельности.
Семинар был открыт аналитическим обзором «Российский экспорт электродвигателей: итоги 2015 и прогноз 2016», который представила Елена Преснова, начальник отдела клиентского маркетинга «Русэлпром». По проведенным исследованиям, в 2015 г. Россия экспортировала более 8 200 электродвигателей, рассказала он. Из них наибольшая доля – 39% – приходится на моторы мощностью более 750 Вт, но не более 7,5 кВт. Также она представила структуру основных экспортеров, географию поставок и динамику экспорта, отметив, что в 2016 г. планируется увеличение объема поставок за рубеж электродвигателей до 9 000 шт.
Александр Пономарев, директор по экспорту ТД «Русэлпром», выступил с презентацией «Экспорт высокотехнологичной продукции. Государственная поддержка». Он рассказал о механизмах господдержки экспорта машиностроительной продукции, и что необходимо для интеграция российских производителей электрических машин в зарубежный рынок. «Потребность государства — это производители технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, способные создавать и предлагать продукты для международного рынка», — подчеркнул он.
Более подробно тему господдержки раскрыл Георгий Голенев, руководитель проекта по экспорту машиностроения АО «Российский экспортный центр». Он рассказал слушателям о нефинансовых инструментах поддержки экспорта, механизмах взаимодействия с клиентами, преимуществах сотрудничества и мн. др. По его словам, «РЭЦ» определен ключевым государственным институтом по созданию и функционированию сети торговых домов. Его цель – формирование инфраструктуры по поддержке и продвижения российского экспорта на базе государственно-частного партнерства. В настоящее время определены десять первоочередных приоритетных стран для развития системы торговых домов и представительств. Среди них – Аргентина, Вьетнам, Иран и др. Также он отметил, что в рамках программы высокотехнологичного экспорта появилась возможность льготного кредитования экспортных поставок.
Выступление Родиона Суркова было посвящено основным трендам отрасли в части производства электродвигателей, поскольку отечественные производители должны понимать, что ждет от них зарубежный покупатель. Он оценил итоги выставок в Ганновере в 2016 году, где глобальные промышленные компании традиционно представляют свои продукты и услуги. По его мнению, именно они задают тренды и создают механизмы защиты от конкуренции, программируют сознание потребителей, внедряя дорогостоящие концепции энергоэффективности, надежности и сервиса, эксклюзивности разработок. «К такому подходу можно относиться по-разному, в том числе и скептически, – отмечает он, - но факты говорят за себя: доля национальных производителей в России составляет чуть больше 1/3, все остальное мы покупаем за границей. 20% из этого импорта приходится на АВВ, Siemens, WEG». Очевидно, что именно эти компании задают основные тренды.
Изучив их предложения рынку по новым продуктам, Р. Сурков рассказал, какое будущее ждет электротехнический рынок. В первую очередь, это расширение предложений электродвигателей с высоким классом энергоэффективности IE4, изготовленных по технологии синхронно-реактивных двигателей. Также стоит ждать расширение сферы действия норм ECO-design: на двигатели до 1000 кВт, спецмашины и взрывозащищенные электродвигатели. «Но главное – это новый этап индустриализации Industry 4.0, – продолжает он. – Industry 4.0 – это собирательный термин для технологий и концепций организации производств. Он был введен в оборот несколько лет назад, когда правительство Германии выдвинуло под этим названием инициативу, направленную на повышение конкурентоспособности промышленности и получение к 2020 году мирового лидерства в области технологических инноваций. Добиться этого можно, создавая и развивая базовые элементы нового производства, а именно кибер-физические системы, «интернет вещей», «интернет услуг», межмашинные коммуникации и «умные» продукты».
Выступления экспертов вызвали большой интерес у собравшихся представителей машиностроительной отрасли. На мероприятии присутствовали более 50 человек. Проводилось оно совместно с отраслевой ассоциацией «Интерэлектромаш» в рамках конференции «О производстве и новых разработках электрических машин и импортозамещение в электромашиностроении» на выставке «Электро 2016».