Инновации концерна «РУСЭЛПРОМ» — в очередном номере престижного американского журнала SAE International «Внедорожный инжиниринг» (Off Highway Engineering)
Редкий разговор владельцев миллионов автомобилей обходится без упоминания о количестве «лошадей» под капотом. И хотя цифры иногда поражают воображение, мало кто задумывается о происхождении такой единицы измерения мощности, как «лошадиная сила», всегда присутствующей в описании технических характеристик транспортного средства. В мире, все больше наполняемом i-устройствами, такая терминология может показаться устаревшей. Однако стандарт не только не устарел, но продолжает совершенствоваться усилиями экспертов.
Одним из главных мировых авторитетов в определении этого и множества других стандартов в машиностроении является SAE International — Международное сообщество автомобильных инженеров, штаб-квартира которого базируется в американском штате Пенсильвания.
На заре автомобилизации два автора-энтузиаста, писавших на автомобильную тематику, Питер Хелдт и Орес Суэтланд выступили с идеей объединения автомобильных экспертов в организацию, которая поможет развитию набирающего силу автомобильного бизнеса. Так в 1905 году были заложены основы SAE International, которая на сегодняшний день объединяет более 120 тысяч инженеров-экспертов по всему миру. Своей главной задачей организация считает объединение усилий для разработки технических стандартов в автомобилеи самолетостроении, соблюдение которых служит залогом качества и безопасности.
SAE International, являясь экспертным сообществом мирового значения, издает ряд профильных журналов, посвященных самым различным аспектам технического совершенствования изданиятранспортных средств. Оказаться среди авторов этих изданий — мечта многих инженеров, но далеко не каждому выпадает честь войти в заветный список.Тем более впечатляющим стало появление двух публикаций авторского коллектива инженеров концерна «РУСЭЛПРОМ» и Минского тракторного завода на сайте SAE International в июле 2011 года и в журнале «Внедорожный инжиниринг» (Off Highway Engineering), выход которого ожидается в середине сентября 2011 года. Материал, озаглавленный «Испытания электромеханической трансмиссии для трактора» (“Electromechanical drivetrain for tractors trialed”), является первой публикацией отечественных инженеров-экспертов в столь статусном и престижном зарубежном издании. В число авторов вошли генеральный директор «РУСЭЛПРОМ-Электропривод» Станислав Флоренцев и главный конструктор концерна «РУС-ЭЛПРОМ» Лев Макаров.
Развернутая статья во «Внедорожном инжиниринге» посвящена использованию электротрансмиссии в сельском хозяйстве и ее применению в энергонасыщенном колесном тракторе Беларус-3023. По сообщению авторов, полевые испытания подтвердили, что использование электротрансмиссии делает трактор мощностью 300 л.с. (224 кВт) более эффективным по сравнению с обычными образцами. Кроме того, была разработана обслуживающая компьютерная система для использования специального программного обеспечения на внешнем персональном компьютере. Программа помогает упростить диагностику и обслуживание, вносить своевременные изменения в настройки контрольной системы, избирательно визуализировать получаемые данные, а также сохранять их в удобном для оператора формате. Кроме того, специальные программные приложения обеспечивают навигацию и визуализацию записей в журнале контроллера верхнего уровня.
Одним из главных выводов, к которым пришли специалисты концерна совместно с белорусскими коллегами, стало то, что использование электротрансмиссии особенно эффективно для установки на тракторах высокой мощности. В тракторах подобного типа привычная механическая трансмиссия — сложный и довольно дорогой в производстве механизм. Особенно затратным является производство коробки передач с большим числом скоростей, которое, в свою очередь, затрудняет контроль над машиной.Электромеханическая трансмиссия, как отмечают авторы, позволяет полностью решить все эти проблемы, поскольку предполагает наличие лишь двух режимов движения (переключений скорости) — производственного (от 0 до 18 км/ч) и транспортного (от 0 до 42 км/ч). И хотя альтернативой электромеханической трансмиссии служит ее гидравлический аналог, его производство требует особой точности при механической обработке деталей и использования высококачественных масел. Более того, эффективность гидравлики уступает электротрансмиссии, а ее жизненный цикл довольно короток.
По сравнению с обычным трактором, который сегодня можно увидеть на полях России и зарубежных стран, энергонасыщенный трактор с электротрансмиссией концерна «РУСЭЛПРОМ» имеет ряд дополнительных преимуществ, включая заметное уменьшение затрат на техобслуживание и запчасти, возросшую надежность в использовании, лучшее управление и комфорт.