О КОМПАНИИ

Мнение об электромобиле ZETTA

Мнение об электромобиле ZETTA

Не так давно был широко анонсирован первый российский серийный электромобиль ZETTA. А в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) директор Фонда развития моногородов сообщил о принятом решении выделить 49,5 млн рублей на организации производства универсального энергоэффективного тягового асинхронного двигателя с внешним ротором в рамках этого проекта. Общий объем инвестиций в проект - более 188 млн рублей.

Мы решили обсудить эту новость с управляющим директором ООО «Русэлпром. Электрические машины» Родионом Евгеньевичем Сурковым.

Как писала «Российская газета», основные характеристики автомобиля ZETTA:

  • Максимальная скорость: 120 км/ч (ограничение со стороны контроллера);
  • Габариты: 160×303×176 см;
  • Вес: 486–708 кг (в зависимости от батареи);
  • Ёмкость батареи: 10 кВт/ч;
  • Тип батареи: LiFePO4;
  • Автономность: 200–560 км езды на одном заряде;
  • Крутящий момент: 800 Нм;
  • Объём багажника: 180 литров;
  • Тормозная система: электрическая и механическая, ABS и ESP;
  • Ориентировочная стоимость продажи: 450 тысяч рублей;

- Родион Евгеньевич, есть ли у такого автомобиля будущее?

- Для начала давайте посмотрим на российский рынок электромобилей. По данным аналитического агентства "Автостат", продажи новых электромобилей за первые пять месяцев 2019 года составили 119 единиц. Если смотреть внимательнее, то мы увидим, что основная часть продаваемых электромобилей – это автомобили премиум класса или близкие к ним: Jaguar I-Pace и различные модели Tesla. ZETTA им не конкурент. Она может составить лишь конкуренцию Renault Twizy, которых продано 3 штуки. Но за счет более низкой цены – почти в два раза (450 против 900 тысяч рублей) есть потенциал создать нишу. Но говорить о создании анонсированного рынка в 20 000 автомобилей в год пока, однозначно, рано.

ZETTA: характеристики

- Электромобили смогут прижиться России?

- Еще в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, конструктор Фердинанд Порше продемонстрировал электромобиль Lohner-Porshe с электрическими мотор-колесами, как у ZETTA. И даже было выпущено более 300 таких электромобилей, но в связи с динамичным развитием бензиновых двигателей мотор-колеса утратили популярность.

А сейчас другая тенденция - технологии развились и в электрофикации транспорта начали видеть только плюсы. По оценке экспертов компании McKinsey к 2030 году до 50% всех новых автомобилей будут так или иначе электрифицированы, а многие автопроизводители заявляют, что уже к 2023 году откажутся от двигателей внутреннего сгорания.

В России популярность электромобилей начнется, когда АВТОВАЗ не только внедрит электродвигатель, как он это сделал на модели Ellada еще в 2011 году, а когда сделает экономически обоснованную цену на него и создаст инфраструктуру для использования.

Однако, эффективное использование электромобилей возможно только в «теплых» регионах. Их аккумуляторы очень чувствительны к холодам. А вот применение гибридных автомобилей уже не вызывает вопросов. Их массовое использование мы уже видим на Дальнем востоке.

- Ваш концерн РУСЭЛПРОМ выпускает асинхронные двигатели. Создатели автомобиля ZETTA анонсировали, что их автомобили будут установлены асинхронные двигатели - мотор-колеса. Разработчики утверждают, что такой двигатель снижает удельное энергопотребление на 10-40%. Это возможно?

- По словам разработчиков ZETTA, двигатель создан на основе «совмещения двух типов классической обмотки – «звезда» и «треугольник», соединенных параллельно». Такая схема обмотки статора возможна, но значительной эффективности не принесет.

В плане производства, промышленные автогиганты применяют самые передовые технологии электродвигателестроения и такой большой разницы энергопотребления даже в 5% быть не может в принципе. Даже если предположить, что новый двигатель имеет высокие характеристики, то мы все равно не увидим ни одного сертификата соответствия ГОСТу, а только некие патенты без описательной части. А это значит, что даже работоспособность двигателей не подтверждена, не говоря уже о безопасности или долговечности.

ZETTA: ротор и статор

- А если все сертификаты на автомобиль будут получены?

- Чтобы люди начали покупать должен быть полностью решен вопрос обслуживания автомобилей. И это не только зарядные станции, но и ремонт. То есть человек как минимум должен жить в частном доме, чтобы заряжать автомобиль. Сейчас большинство обладателей электромобилей в России люди не бедные и могут себе это позволить. ZETTA все же будет позиционироваться, как бюджетный автомобиль и в первую очередь, за счет компактных размеров, для города. А пока ни в Москве, ни в других городах подобной инфраструктуры нет.

- РУСЭЛПРОМ собирается участвовать в такого рода проектах?

- Если нам поступит запрос по разработке двигателей для серийных автомобилей мы с удовольствие возьмемся за этот проект. У нас уже есть много наработок по этой теме. Мы уже серийно освоили силовой электропривод - электродвигатель и силовой блок для легких коммерческих автомобилей – фургонов, класса VAN. Да, стоимость автомобилей выходит чуть выше, чем с классическим бензиновым двигателем, но разница окупается приблизительно за 2 года, ведь стоимость электроэнергии на 1 км пробега лишь 45 копеек. У автомобилей Тесла выходит примерно такая же стоимость километра.

Обратная связь