РУСЭЛПРОМ отгрузил три электродвигателя для привода гребных винтов (ГЭД) атомного ледокола «Урал» типа ЛК-60Я. Вес каждого двигателя – более 300 тонн, а мощность – 20 мВт, что в сумме дает ледоколу 60 мВт мощности на валах и возможность проходить льды толщиной до 3-х метров! Эти уникальные электродвигатели сконструированы специально для ледоколов проекта 22220, и изготовлены на Ленинградском электромашиностроительном заводе (ЛЭЗ), производство которого специализировано для создания крупных электрических машин.
Транспортировка комплекта электродвигателей – это целая спецоперация. Перевозят ГЭД на автопоезде со скоростью не более 2 км/ч. Груз имеет гигантские габариты, поэтому передвигаться с ним можно только в ночное время суток. Чтобы пересечь железнодорожные пути, пришлось остановить движение пассажирских поездов, укрыть переезд листами металла для защиты от деформации под давлением такой массы. Далее двигатели отправились к пристани, где их погрузили на баржу.
Финальным и самым ярким моментом путешествия стало прохождение электродвигателей под разведенными мостами, среди которых Дворцовый, Троицкий, мост Александра Невского и еще пять других. Уникальный ценный груз доставили на верфь вовремя и успешно разгрузили. Транспортировка заняла пять дней.
Справка.
В конце 2013 года РУСЭЛПРОМ выиграл конкурс и получил заказ от Министерства промышленности и торговли РФ на конструирование трех асинхронных гребных электродвигателя для привода гребных винтов, двух главных генераторов с приводом от паровой турбины с комплектом системы управления возбуждением, а также электропривода для противообледенительного устройства для ледоколов проекта 22220 типа ЛК-60Я «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Первые два судна уже получили свой комплект поставки и спущены на воду, третье судно – «Урал» – еще находится на стапелях и теперь ожидает закладки компонентов единой системы электродвжения.
Спуск «Урала» на воду планируется в мае 2019 года, а сдача заказчику – в ноябре 2021 г.
Длина атомного ледокола типа ЛК-60Я составляет 173,3 м, ширина – 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии – 10,5 м, минимальная рабочая осадка – 8,55 м. Водоизмещение – 33,54 тыс. тонн. Все три судна строятся на «Балтийском заводе-Судостроение» по заказу ФГУП «Атомфлот». Уникальная двухосадочная конструкция ледоколов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. На данный момент это самые крупные и мощные атомные ледоколы в мире. Технический проект был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году.