Интервью генерального директора российского электротехнического концерна «РУСЭЛПРОМ» Владимира Васильевича Дорохина
14 мая в Москве состоится презентация первого российско-украинского городского гибридного автобуса А-70522 - совместной разработки российского электротехнического концерна «РУСЭЛПРОМ» и украинской корпорации «Богдан». Гибридный автобус Богдан станет премьерой специализированной выставки «CityBus-expo 2012», которая пройдет в Москве, на ВВЦ с 14 по 16 мая 2012 года.
Оборудованный гибридной силовой установкой «РУСЭЛПРОМ» автобус «Богдан-А70522» отражает партнерскую стратегию следования глобальному рыночному направлению развития городского пассажирского транспорта. Использование гибридной силовой установки в сочетании с двигателем Cummins обеспечивает высокие показатели энергоэффективности нового транспортного средства. Предварительные испытания автобуса в городском цикле показали экономию топлива на уровне 37%. Кроме того, гибридная установка позволяет регенерировать и рекуперировать энергию для повторного использования.
«Богдан-А70522» представляет собой низкопольный автобус длиной 11,96 м с тремя двойными служебными дверями. Вместительность автобуса составляет до 100 пассажиров, включая 27 (или 30) сидячих мест в зависимости от планировки салона. Автобус отвечает требованиям экологического стандарта Евро-5, а также оборудован системой опускания пола для облегчения доступа в салон пассажиров с ограниченной возможностью передвижения.
Однако презентацию гибридного автобуса корпорации «Богдан» и концерна «РУСЭЛПРОМ» на ВВЦ, нельзя в полной мере считать премьерой или инновацией не только для международного рынка, но даже для России. В Европе серийное производство гибридных автобусов осуществляется с 2011 года. В России уже были представлены общественности два гибридных автобуса: в 2008 году автобус ЛиАЗ 5292ХХ и в начале 2011 года автобус ОАО «НефАЗ» КамАЗ-5297Н.
Более того, это не первая разработка транспортного средства на базе гибридного привода концерна «РУСЭЛПРОМ». На «CityBus-20012» будут представлены результаты второго проекта инженеров «РУСЭЛПРОМ» - гибридный автобус А-420 – созданный совместно с ОАО «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь). Ранее был успешно разрекламирован автобус ЛиАЗ-5292ХХ, созданный в 2008 году Ликинским автобусным заводом также на базе гибридного привода концерна «РУСЭЛПРОМ». Этот гибридный автобус на автосалоне в 2008 году получил диплом и медаль как «Лучший автобус России».
Рассказать о проектах по освоению рынка гибридных и электромеханических транспортных средств России и СНГ мы попросили генерального директора российского электротехнического концерна «РУСЭЛПРОМ» Владимира Васильевича Дорохина.
- Владимир Васильевич, с чего началось Ваше сотрудничество с корпорацией «Богдан»?
- Наши предварительные переговоры о возможности совместного создания гибридного автобуса состоялись еще в 2010 году. Уже весной 2011 года мы подписали Меморандум о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между концерном «РУСЭЛПРОМ» и корпорацией «Богдан». Согласно тексту меморандума и заключенного в дальнейшем соглашения стороны договорились с течение года создать и представить рынку первый гибридный 12-тиметровый автобус на базе комплекта тягового электрооборудования (гибридной силовой установки) концерна «РУСЭЛПРОМ». Сегодня мы представляем первый результат нашей совместной работы - автобус «Богдан А-705022».
В дальнейшем мы планируем совместно с партнерами адаптировать КТЭО «РУСЭЛПРОМ» к 15-тиметровому и 18-тиметровому автобусам корпорации «Богдан». Наши украинские партнеры планируют до 1 июля 2012 года провести сертификацию 12-тиметрового гибридного автобуса в Украине, затем начнется сертификация в России. Если все пойдет по плану, то с 1 августа текущего года возможен запуск серийного производства автобусов «Богдан А70522 гибрид», а с 1 сентября 2012 года, при условии получения сертификатов, могут начаться первые поставки. Насколько я знаю, первые заказы уже сформированы.
С 1 сентября 2012 года намечен и третий этап сертификации гибридного автобуса для европейского рынка, который пройдет в Румынии, Польше или Германии.
- Почему сделали проект в Украине? Почему не стали ни с кем работать в России? Не нашли партнера? Почему?
- Это не так. На сегодняшний день у нас в работе проекты в Украине, Белоруссии и России. Просто оказалось так, что партнеры из Украины оказались наиболее заинтересованными в конечном результате, с ними мы быстрее смогли создать полностью готовый для серийного производства продукт. Автобус Богдан 70522 уже прошел предварительные испытания и продемонстрировал экономию топлива 37%: расход 30 литров на 100 км. против 50 литров, которые сжигает в аналогичном автобусе штатный ДВС. У нас также есть проект в Белоруссии с ОАО «Белкоммунмаш», и этот автобус также представлен здесь на выставке. Он в меньшей степени готовности пока находится, но мы продолжаем работать.
Также в предпроектной стадии находится проект создания гибридного автобуса «Волжанин» - это российский проект. У нас уже полностью согласовано техническое задание, мы полностью готовы к началу работы. Сейчас мяч на стороне «Волжанина».
Еще мы ведем переговоры с «Тушинским машиностроительным заводом» (Москва) и Петербургским тракторным заводом о сборке гибридных городских автобусов. Также мы продолжаем переговоры с ЛиАЗом о начале серийного производства гибридных автобусов на базе КТЭО «РУСЭЛПРОМ». Этот автобус находится в наивысшей стадии готовности к серийному производству. Со слов представителей ЛиАЗа, они только ждут целевые заказы на гибридные автобусы.
Сегодня наш комплект стал достаточно универсальным и может быть адоптирован к любому пассажирскому автобусу от 12 до 18 метров.
Кроме этого, мы занимаемся разработкой электромеханических трансмиссий для тракторов, бульдозеров, строительной, коммунальной, сельскохозяйственной и военной техники. По тракторам, например, мы работаем в России и Белоруссии.
Пока не буду называть конкретные имена и названия компаний, но очень рассчитываю, что в ближайшее время мы озвучим наших новых партнеров по созданию пассажирских автобусов в России и СНГ.
- Совместный проект с ЛиАЗом реализован в 2008 году. Несмотря на полученные регалии, проект не получил продолжения и до сих пор существует в единственном экземпляре, в серию автобус до сих пор не пошел. Почему?
- Существует как минимум две причины. Первая состоит в том, что, как мы все помним, 2008 год – это год начала экономического кризиса. Группа ГАЗ, в которую входит ЛиАЗ, с 2008 года занималась реструктуризацией кредитов и долгов. Этот процесс закончился только в 2011 году, поэтому, возможно, им было не до гибридного автобуса. Есть вторая причина. Когда наш автобус уже был создан и представлен на автосалонах и выставках, получил признание и награды, Министерство экономического развития РФ объявило государственный тендер на разработку гибридного автобуса. Тогда ЛиАЗ принял решение пойти в этот тендер и осуществить эту разработку повторно с другим партнером, для того, чтобы получить второго, дополнительного поставщика КТЭО. Этот проект был реализован. Наши конструкторы входят в экспертную комиссию по государственной приемке этого проекта. По результатам испытаний, с которыми они ознакомлены, гибридный автобус ЛиАЗ, созданный в рамках госконтракта, может дать экономии топлива до 10-12%. Для сравнения наша гибридная силовая установка дает 37%. Мы надеемся, что со временем ЛиАЗ со своими партнерами доведет показатели экономии топлива в своей силовой установке до достигнутых нами. Что, в свою очередь, подтолкнет нас усовершенствовать наш комплект, как по техническим параметрам, так и по стоимости КТЭО для потребителя.
- Почему такой большой временной лаг между первым и представленным сегодня автобусом? Предыдущий был в 2008 году.
- Во-первых, кризис 2008 года отразился в какой-то мере и на нашей компании. Мы тоже были заняты реструктуризацией кредитов, которую завершили в середине 2011 года. Этот процесс занял время, оттянул ресурсы компании, поэтому наши работы немного замедлились.
Второй момент. Мы работаем над созданием электромеханических трансмиссий для транспортных средств и, в частности, гибридных приводов, с 2000 года. Первый гибридный автобус мы показали в 2008 году. С тех пор мы совершенствовали нашу разработку, добивались снижения стоимости комплекта, его массы, габаритов, расхода топлива, повышали его КПД. За этот период мы разработали полную линейку КТЭО не только для автобусов, а для целой гаммы транспортных средств, применение гибрида и электромеханической трансмиссии в которых целесообразно, дает значительную экономию топлива и улучшает характеристики управляемости и проходимости. Это не только пассажирские автобусы, но и сельскохозяйственные и промышленные колесные и гусеничные трактора, автопогрузчики, широкая гамма коммунальной техники, универсальные энергосредства, маневровые тепловозы, спецтехника военного и гражданского назначения, различные тягачи и другие виды транспортной техники высокой грузоподъемности и мощности.
В представленной модели автобуса Богдан 70522 Вы видите уже следующее, второе поколение КТЭО. Чтобы получить результат, который Вы сегодня видите, нам потребовалось время. Представленный автобус был создан в прошлом году. В течение года мы проводили его испытания, продолжали совершенствовать разработку, доводить ее технические параметры до лучших мировых аналогов. И нам это удалось. Сейчас мы готовы уже применять эту разработку широко, адаптировать КТЭО к любому городскому автобусу, 12 м и более.
Стоимость гибридных автобусов высока. Гибридная установка – это дорогое удовольствие. Неужели Вы считаете, что у нас, действительно, нужны кому-то гибридные автобусы? - Надеемся, что нужны. Во-первых, наши автобусы по своим экологическим характеристикам значительно превышают экологический стандарт Евро-5 (по нашим экспертным оценкам, вплоть до Евро-6). Поэтому наши автобусы могут быть интересны потребителям на европейском, в частности восточно-европейском рынке, так как цена автобусов, оборудованных КТЭО «РУСЭЛПРОМ», очень привлекательна по сравнению с ценой на гибридные автобусы европейских производителей ТС. Более того, наши гибридные автобусы по цене сопоставимы с негибридными европейскими автобусами, соответствующими стандартам Евро-5.
Во-вторых, российское экологическое законодательство тоже не стоит на месте и повышение экологических стандартов для транспортных средств в России и странах СНГ неизбежно, а мы уже сегодня к нему готовы.
В-третьих, считаю, что слух о дороговизне гибридных автобусов по сравнению с негибридными слишком преувеличен. Стоимость автобуса, оборудованного КТЭО «РУСЭЛПРОМ», всего на 10% выше, обычного автобуса, оборудованного стандартным дизельным ДВС.
Более того, сейчас одно из ключевых направлений нашей работы – снижение себестоимости, а, следовательно, и стоимости комплекта оборудования для производителей автобусов. Мы ставим себе задачу максимально приблизить стоимость гибридного автобуса к стоимости обычного автобуса. Стоимость КТЭО составляет 30% от стоимости автобуса в целом, соответственно, снижение стоимости КТЭО даст существенное снижение стоимости автобуса. Наша совместная задача с партнерами – максимально сделать гибридный автобус доступным для потребителей: транспортных предприятий в регионах и муниципалитетов. Сегодня комплект оборудования гибридного привода автобуса концерна «РУСЭЛПРОМ» стоит 37 000 евро против 180 000 евро одного известного европейского электротехнического предприятия. То есть почти в 5 раз дешевле. Мы ориентированы на поиск партнеров в России и СНГ по поставке отдельных узлов и комплектующих для дальнейшего снижения стоимости КТЭО. Например, сейчас мы начинаем сотрудничество с проектной компанией РОСНАНО, которая занимается разработкой и производством батарей-накопителей. Мы начинаем совместные испытания их накопителей в составе нашего КТЭО. Заявленные и предварительно подтвержденные в испытании технические параметры этих батарей соответствуют импортным аналогам, которые мы используем в настоящий момент. Если длительные испытания подтвердят эти показатели и компания-производитель будет готова гарантировать и поддерживать стабильно ровное высокое качество каждой отдельной батареи, то мы готовы перейти на отечественные комплектующие. Только смена поставщика накопителей позволит сэкономить до 20% в стоимости КТЭО. Есть еще интересные разработчики и производители в России, с которыми мы ведем переговоры о сотрудничестве.
- В качестве технического решения для КТЭО Вы используете последовательную схему. Некоторые разработчики считают ее менее эффективной и перспективной, по сравнению с параллельной схемой. Как Вы можете прокомментировать такого рода оценку?
- Мы, безусловно, хорошо знакомы со всеми разработками в этой области и наш выбор последовательной схемы далеко не случаен. Прежде чем на ней остановиться, мы испытывали и тестировали обе концепции. Наши изыскания привели нас к следующему выводу. Нет более или менее эффективной схемы. Вопрос в том, в составе какого транспортного средства, какой конфигурации, мощности и грузоподъемности вы ее применяете.
Для автобусов 12 метров и более, при использовании двигателя мощностью 180 л.с. и более самым лучшим техническим решением является последовательная схема. Именно последовательная схема дает наибольшую экономию топлива, меньший выброс и другие улучшенные показатели по ключевым преимуществам гибридной силовой установки. В автобусах меньшей длины и мощности последовательная схема таких результатов уже не показывает. Для автобусов 10 метров и меньше, для «маршруток», для развозных грузовичков небольших размеров и грузоподъемности наиболее эффективной будет параллельная схема.
Наш выбор последовательной схемы связан с тем, что мы специализируемся на больших транспортных средствах большой грузоподъемности, мощности и габаритов. Для такого рода ТС, как я уже сказал, последовательная схема – это наилучшее решение.
Но мы не видим для себя препятствий начать работать и с другими транспортными средствами меньших габаритов и грузоподъемности с применением параллельной схемы. Если рыночный спрос в этом направлении сформируется, то мы готовы работать в этом направлении тоже.
- В Вашей презентации КТЭО «РУСЭЛПРОМ» назван единственным жизнеспособным проектом по разработке и производству гибридного привода в России. Почему Вы считаете, что Ваш проект самый реальный?
- Думаю, что на этот вопрос я уже ответил. Во-первых, мы являемся не только разработчиками гибридного привода. Разработчиков в России много. И существующих в единственном экземпляре комплектов гибридного привода тоже можно найти несколько единиц. Концерн «РУСЭЛПРОМ» - это один из крупнейших в России электротехнических холдингов. У нас есть все необходимые производственные ресурсы, и мы «под ключ» уже подготовили производственный комплекс для серийного производства гибридных силовых установок.
Во-вторых, не только производство, но и сам КТЭО полностью отлажен и готов к запуску в серию. Благодаря усилиям наших конструкторов и инженеров КТЭО стал настольно универсальным, что он может быть легко и быстро адаптирован к любому городскому автобусу любого производителя.
И, в-третьих, мы уверены в привлекательности нашего продукта для потребителя. Уже сейчас стоимость КТЭО «РУСЭЛПРОМ» в 5 раз ниже аналогичного комплекта оборудования одной всемирно известной машиностроительной корпорации. Наше ценовое преимущество мы намерены использовать как в СНГ, так и в дальнем зарубежье. Более того, мы приложим дополнительные усилия, чтобы еще больше снизить стоимость гибридного привода для автобусных заводов.