Управляющий директор ООО «Русэлпром-ЛЭЗ» Максим Кожин дал интервью газете «Вести Металлостроя», в котором рассказал о деятельности завода, о текущих проектах и планах на будущее:.
Ленинградский электромашиностроительный завод (ЛЭЗ) — предприятие с богатой историей. На рынке отечественного машиностроения ЛЭЗ работает почти 90 лет. А для Металлостроя завод стал градообразующим. Старожилы хорошо помнят взлеты и сложные времена одного из флагманов тяжелой промышленности страны. Максим Кожин, управляющий директор ООО «Русэлпром-ЛЭЗ», поделился с нашей редакцией состоянием дел на заводе сегодня, перспективами развития и желанием не терять связь с жителями Колпинского района.
— Максим Валентинович, вокруг нашего легендарного завода ходит много слухов. Есть даже люди, которые вообще сомневаются в его существовании. Расскажите, что представляет собой ЛЭЗ сегодня.
— В настоящее время мы входим в концерн «Русэлпром», являемся одной из нескольких его производственных площадок. ЛЭЗ — это предприятие, которое производит большие электрические машины (двигатели и генераторы), по массогабаритным показателям — самая крупная продукция в концерне. Как вы правильно заметили, завод имеет богатую историю. И не только по возрасту компании, но и по продукции, которая производилась. На сегодня я бы ответил, что завод сохранил возможности и производит продукцию, которая была освоена десятки лет назад. Мы продолжаем поставлять ее нашим заказчикам. В первую очередь это промышленные предприятия по всей стране, например горно-обогатительные комбинаты, занимающиеся переработкой руды. ЛЭЗ всегда славился крупными синхронными машинами для привода мельниц, они были его коньком. Ну и конечно, отрасль энергетики. Здесь мы выпускаем и поставляем продукцию по всем направлениям: тепловая энергетика, гидроэнергетика, ветроэнергетика. Продукция для тепловой энергетики у нас уже освоена исторически, она была основной номенклатурой ЛЭЗа. Освоение продукции для гидроэнергетики началось где-то 15 лет назад. И одним из самых крупных проектов стала поставка генераторов на Загорскую гидроаккумулирующую станцию. Для нас это были самые большие генераторы, на 250 МВт мощностью. Чтобы понимать: одно изделие 1100 тонн массой и порядка 70 вагонов отгрузочных мест, тысячи деталей. Очень крупная позиция!
— Какие еще крупные проекты последних лет можете назвать?
— Буквально два года назад концерном «Русэлпром» подписаны контракты по производству электродвигателей для привода главных циркуляционных насосов атомных станций. Это два блока Курской атомной станции и четыре на строящейся атомной станции «Аккую» в Турции. И мы понимаем, насколько это ответственная техника. Насос качает воду для охлаждения реактора. Наши моторы приводят во вращение эти насосы. То есть мы берем на себя ответственность за безопасность. Для этого в первую очередь важно соблюдение всех стандартов и правил, существующих в атомной энергетике России, плюс требования, предъявляемые турецкой стороной. Это часть крупных направлений, которые осваивает ЛЭЗ. И это не просто перспективы, это подписанные контракты, то есть задачи, которые мы должны решить в ближайшие три года. Подчеркну, что на заводе продолжает производиться продукция несерийная, по индивидуальным, специально разработанным заказчиками техническим заданиям. Продукция сложная, наукоемкая, уникальная с точки зрения конструкторских разработок и производства.
— Такая серьезная продукция требует дальнейшего сопровождения?
— Безусловно. Мы сопровождаем нашу продукцию на периоде всего ее жизненного цикла, начиная от подписания договора, заканчивая сервисным обслуживанием непосредственно у наших клиентов. На объекты выезжают наши шеф-инженеры, шеф-наладчики. Помогаем ввести продукцию в эксплуатацию, отслеживаем ее жизненный цикл. Мы всегда готовы помогать нашим партнерам, мы заинтересованы в том, чтобы наша техника работала долго и бесперебойно.
— С расширением специализации завода наверняка происходили изменения в оборудовании производства?
— План технического перевооружения ведется с момента, как завод вошел в концерн, с 2003 года. Каждая новая номенклатурная единица требует своего особого подхода как со стороны инжиниринговых конструкторских разработок, так и с точки зрения изготовления непосредственно на производстве. Кроме того, шаги по модернизации станочного парка обусловлены еще и тем, что в мире появляются новые материалы. Они требуют к себе новых подходов в первую очередь с точки зрения оборудования. Я здесь уже 13 лет, и за эти годы многое сделано, но процесс техперевооружения непрерывный. Вот вошли мы в судостроение, оно ставит свои задачи, свои условия, свои специализированные требования. Это приводит к тому, что на заводе появляется новое современное оборудование. Например, чтобы обеспечить требования по судовой технике, в 2015 году мы установили уникальный по своим размерам автоматизированный комплекс вакуумно-нагнетательной пропитки. В этом году мы запустили новый лазерный комплекс по раскрою металла, позволяющий сделать наши производственные линии более гибкими. Конструктор спроектировал деталь, программист создал программу. И пожалуйста, можно запускать производство необходимых изделий, это не требует длительной технической подготовки производства, специального оборудования, инструмента. Тем самым мы сокращаем время реализации контрактов. В этом году также запустили токарный центр для обработки крупных валов наших электрических машин. Это станок полностью с числовым программным управлением, с возможностью обрабатывать 90 % всех деталей производимой номенклатуры. Еще к нам пришел большой обрабатывающий расточной комплекс. В ближайшее время он будет установлен и запущен в работу. По техперевооружению завода действительно пройден огромный путь. Очень скрупулезно и внимательно подходили к модернизации, когда осваивалась гидрогенераторная техника. Мы создали центральную заводскую лабораторию, оснастили ее всем современным оборудованием, для того чтобы быть уверенными, что наша техника соответствует всем международным стандартам.
— Возможности такой модернизации появились с вхождением ЛЭЗа в концерн «Русэлпром»?
— Я не работал на этом заводе до концерна. Пришел сюда со Смоленской области, где вырос от мастера сварочного цеха до директора Сафоновского завода. Когда я пришел на ЛЭЗ, первое, что я увидел, — это масштабы производимой продукции. Смоленский завод делает машины средней мощности. И тут я реально был впечатлен. Самое подходящее слово. Как раз тогда в производстве находились, я помню, машины для Стойленского ГОКа. Это машины, которые состоят из четырех частей. И собираются непосредственно уже на объекте. Один двигатель массой 166 тонн. Я застал здесь тяжелые времена 2008 года. Мы это серьезно ощутили — был спад заказов. Потом 2014 год, тоже было непросто. Но на сегодня мы видим, что рынок активизировался. Все поняли, что необходимо заниматься импортозамещением. А для этого нужно развивать предприятия внутри страны. И сдвиги уже есть. Сейчас особенно это видно по судостроению. Имеется стабильный спрос на продукцию. В этом направлении завод имеет долгосрочную загрузку. И мы хотим еще только увеличивать обороты.
— Для этого понадобится привлечение новых специалистов? На что сейчас настроена кадровая политика ЛЭЗа?
— Кадровая политика всего концерна настроена на главное — наш штатный состав должен состоять из грамотных специалистов. Это необходимое условие для решения задач, которые перед нами стоят. Не ошибусь, если скажу, что большая часть наших сотрудников и сейчас по традиции — жители Металлостроя и Колпинского района. Мы открыты и по-прежнему заинтересованы в местных жителях. Номера телефона нашего отдела кадров: (812) 462-88-40; 8 (921) 954-38-97. Добро пожаловать! У нас есть система наставничества. Если необходимо, привлекаем дополнительные курсы для обучения людей. На заводе возможен рост по карьерной лестнице как в производственных подразделениях, так и в подразделениях, которые занимаются обслуживанием оборудования или инфраструктуры, в инженерно-конструкторских технических подразделениях. Много работаем с молодежью, с техническими колледжами и институтами. На сегодняшний день у нас заключены договоры с несколькими учебными заведениями: Академией машиностроения им. Ж. Я. Котина, Академией промышленных технологий, Малоохтинским и Ижорским колледжами. Мы не только презентуем наш концерн «Русэлпром» в стенах учебных заведений, но и проводим профориентационные экскурсии на предприятие, организуем различные виды практик. Эта работа нацелена на привлечение молодежи на производство. Сегодня в концерне создано специальное подразделение — инжиниринговый центр «Русэлпром», который включает в себя инженеров всех площадок, заводов, находящихся внутри концерна. Когда я общаюсь с молодыми конструкторами, я говорю, что у них есть уникальная возможность — то, чему они научились в вузах, они могут сначала «положить на бумагу» и уже через некоторое время в производстве увидеть результаты своих трудов. И самое главное, не только увидеть, но и оценить, как это все работает!
— В ваших словах чувствуется такой профессиональный азарт…
— Да. Я потомственный машиностроитель. У меня родители до сих пор работают на смоленском заводе. У них на двоих общий рабочий стаж уже, наверное, больше ста лет.
— А вы что заканчивали?
— Московский энергетический институт по специальности «инженер-электромеханик». Я — один из немногих студентов, которые работают по специальности. С электрическими машинами связан еще с института. Но пришлось осваивать, изучать и новые нюансы, которые в каждом деле возникают.
— Максим Валентинович, расскажите о своих мечтах, планах, на реализацию которых вы бы хотели бросить силы завода.
— Очень интересное направление — зеленая энергетика. И я считаю, мы способны здесь решать многие задачи. В одном из проектов мы уже принимаем участие — это ветроэнергетика. Буквально в течение прошлого года выполняли контракт для Siemens. Совместно по предложенной документации, переработанной нашими инженерами с точки зрения использования российских материалов, мы поставили 26 генераторов для ветростанций. Интересны и другие возобновляемые источники энергии — в первую очередь это гидроэнергетика. И конечно же, судостроение. Причем не только промышленных судов. Хотелось бы, чтобы и гражданский наш флот строился. Безусловно, с учетом развития атомной промышленности и атомной энергетики в нашей стране мы будем участвовать и в этом направлении. Готовы брать любые профессиональные вершины.
— А насколько высока конкурентность в деятельности «Русэлпрома» сегодня?
— Высока. В стране сохранилась отрасль электромашиностроения, предприятия, которые производят электродвигатели и генераторы. Несмотря на поддержку отеч ественных производителей, наблюдается большое давление со стороны иностранных компаний. Нам приходится конкурировать с импортными производителями, такими крупными компаниями, как ABB, Siemens. Серьезно приходится доказывать свою состоятельность. Но мы готовы. Мы не боимся, нет!