Управляющий директор ООО «Русэлпром-ЛЭЗ» Максим Кожин дал интервью газете «Вести Металлостроя», в котором рассказал о деятельности завода, о текущих проектах и планах на будущее:.
Ленинградский электромашиностроительный завод (ЛЭЗ) — предприятие с богатой историей. На рынке отечественного машиностроения ЛЭЗ работает почти 90 лет. А для Металлостроя завод стал градообразующим. Старожилы хорошо помнят взлеты и сложные времена одного из флагманов тяжелой промышленности страны. Максим Кожин, управляющий директор ООО «Русэлпром-ЛЭЗ», поделился с нашей редакцией состоянием дел на заводе сегодня, перспективами развития и желанием не терять связь с жителями Колпинского района.
— Максим Валентинович, вокруг нашего легендарного завода ходит много слухов. Есть даже люди, которые вообще сомневаются в его существовании. Расскажите, что представляет собой ЛЭЗ сегодня.
— В настоящее время мы входим в концерн «Русэлпром», являемся одной из нескольких его производственных площадок. ЛЭЗ — это предприятие, которое производит большие электрические машины (двигатели и генераторы), по массогабаритным показателям — самая крупная продукция в концерне. Как вы правильно заметили, завод имеет богатую историю. И не только по возрасту компании, но и по продукции, которая производилась. На сегодня я бы ответил, что завод сохранил возможности и производит продукцию, которая была освоена десятки лет назад. Мы продолжаем поставлять ее нашим заказчикам. В первую очередь это промышленные предприятия по всей стране, например горно-обогатительные комбинаты, занимающиеся переработкой руды. ЛЭЗ всегда славился крупными синхронными машинами для привода мельниц, они были его коньком. Ну и конечно, отрасль энергетики. Здесь мы выпускаем и поставляем продукцию по всем направлениям: тепловая энергетика, гидроэнергетика, ветроэнергетика. Продукция для тепловой энергетики у нас уже освоена исторически, она была основной номенклатурой ЛЭЗа. Освоение продукции для гидроэнергетики началось где-то 15 лет назад. И одним из самых крупных проектов стала поставка генераторов на Загорскую гидроаккумулирующую станцию. Для нас это были самые большие генераторы, на 250 МВт мощностью. Чтобы понимать: одно изделие 1100 тонн массой и порядка 70 вагонов отгрузочных мест, тысячи деталей. Очень крупная позиция!
— Какие еще крупные проекты последних лет можете назвать?
— Одним из основных направлений развития для нашего завода и концерна в целом в последние годы стало судостроение. Примерно 10 лет назад мы начали проводить научно-исследовательские и конструкторские разработки по изготовлению генераторов для обеспечения питания судов и гребных электродвигателей, которые приводят во вращение корабельные винты. На сегодня реализованный нами крупный проект — поставка гребных двигателей массой 300 тонн и генераторов мощностью 36 МВт каждый для атомных ледоколов, строящихся на Балтийском заводе. На один ледокол идет комплект: три двигателя и два генератора. Несколько недель назад концерн выиграл конкурс на постройку двигателей и генераторов для проекта «Лидер». Это крупнейший ледокол, который будет строиться на верфях завода «Звезда» на Дальнем Востоке. Общая мощность ледокола — 120 МВт. На нем будет четыре винта. На каждом потребляемая мощность 30 МВт. Буквально два года назад концерном «Русэлпром» подписаны контракты по производству электродвигателей для привода главных циркуляционных насосов атомных станций. Это два блока Курской атомной станции и четыре на строящейся атомной станции «Аккую» в Турции. И мы понимаем, насколько это ответственная техника. Насос качает воду для охлаждения реактора. Наши моторы приводят во вращение эти насосы. То есть мы берем на себя ответственность за безопасность. Для этого в первую очередь важно соблюдение всех стандартов и правил, существующих в атомной энергетике России, плюс требования, предъявляемые турецкой стороной. Это часть крупных направлений, которые осваивает ЛЭЗ. И это не просто перспективы, это подписанные контракты, то есть задачи, которые мы должны решить в ближайшие три года. Подчеркну, что на заводе продолжает производиться продукция несерийная, по индивидуальным, специально разработанным заказчиками техническим заданиям. Продукция сложная, наукоемкая, уникальная с точки зрения конструкторских разработок и производства.
— Такая серьезная продукция требует дальнейшего сопровождения?
— Безусловно. Мы сопровождаем нашу продукцию на периоде всего ее жизненного цикла, начиная от подписания договора, заканчивая сервисным обслуживанием непосредственно у наших клиентов. На объекты выезжают наши шеф-инженеры, шеф-наладчики. Помогаем ввести продукцию в эксплуатацию, отслеживаем ее жизненный цикл. Мы всегда готовы помогать нашим партнерам, мы заинтересованы в том, чтобы наша техника работала долго и бесперебойно.
— С расширением специализации завода наверняка происходили изменения в оборудовании производства?
— План технического перевооружения ведется с момента, как завод вошел в концерн, с 2003 года. Каждая новая номенклатурная единица требует своего особого подхода как со стороны инжиниринговых конструкторских разработок, так и с точки зрения изготовления непосредственно на производстве. Кроме того, шаги по модернизации станочного парка обусловлены еще и тем, что в мире появляются новые материалы. Они требуют к себе новых подходов в первую очередь с точки зрения оборудования. Я здесь уже 13 лет, и за эти годы многое сделано, но процесс техперевооружения непрерывный. Вот вошли мы в судостроение, оно ставит свои задачи, свои условия, свои специализированные требования. Это приводит к тому, что на заводе появляется новое современное оборудование. Например, чтобы обеспечить требования по судовой технике, в 2015 году мы установили уникальный по своим размерам автоматизированный комплекс вакуумно-нагнетательной пропитки. В этом году мы запустили новый лазерный комплекс по раскрою металла, позволяющий сделать наши производственные линии более гибкими. Конструктор спроектировал деталь, программист создал программу. И пожалуйста, можно запускать производство необходимых изделий, это не требует длительной технической подготовки производства, специального оборудования, инструмента. Тем самым мы сокращаем время реализации контрактов. В этом году также запустили токарный центр для обработки крупных валов наших электрических машин. Это станок полностью с числовым программным управлением, с возможностью обрабатывать 90 % всех деталей производимой номенклатуры. Еще к нам пришел большой обрабатывающий расточной комплекс. В ближайшее время он будет установлен и запущен в работу. По техперевооружению завода действительно пройден огромный путь. Очень скрупулезно и внимательно подходили к модернизации, когда осваивалась гидрогенераторная техника. Мы создали центральную заводскую лабораторию, оснастили ее всем современным оборудованием, для того чтобы быть уверенными, что наша техника соответствует всем международным стандартам.
— Возможности такой модернизации появились с вхождением ЛЭЗа в концерн «Русэлпром»?
— Я не работал на этом заводе до концерна. Пришел сюда со Смоленской области, где вырос от мастера сварочного цеха до директора Сафоновского завода. Когда я пришел на ЛЭЗ, первое, что я увидел, — это масштабы производимой продукции. Смоленский завод делает машины средней мощности. И тут я реально был впечатлен. Самое подходящее слово. Как раз тогда в производстве находились, я помню, машины для Стойленского ГОКа. Это машины, которые состоят из четырех частей. И собираются непосредственно уже на объекте. Один двигатель массой 166 тонн. Я застал здесь тяжелые времена 2008 года. Мы это серьезно ощутили — был спад заказов. Потом 2014 год, тоже было непросто. Но на сегодня мы видим, что рынок активизировался. Все поняли, что необходимо заниматься импортозамещением. А для этого нужно развивать предприятия внутри страны. И сдвиги уже есть. Сейчас особенно это видно по судостроению. Имеется стабильный спрос на продукцию. В этом направлении завод имеет долгосрочную загрузку. И мы хотим еще только увеличивать обороты.
— Для этого понадобится привлечение новых специалистов? На что сейчас настроена кадровая политика ЛЭЗа?
— Кадровая политика всего концерна настроена на главное — наш штатный состав должен состоять из грамотных специалистов. Это необходимое условие для решения задач, которые перед нами стоят. Не ошибусь, если скажу, что большая часть наших сотрудников и сейчас по традиции — жители Металлостроя и Колпинского района. Мы открыты и по-прежнему заинтересованы в местных жителях. Номера телефона нашего отдела кадров: (812) 462-88-40; 8 (921) 954-38-97. Добро пожаловать! У нас есть система наставничества. Если необходимо, привлекаем дополнительные курсы для обучения людей. На заводе возможен рост по карьерной лестнице как в производственных подразделениях, так и в подразделениях, которые занимаются обслуживанием оборудования или инфраструктуры, в инженерно-конструкторских технических подразделениях. Много работаем с молодежью, с техническими колледжами и институтами. На сегодняшний день у нас заключены договоры с несколькими учебными заведениями: Академией машиностроения им. Ж. Я. Котина, Академией промышленных технологий, Малоохтинским и Ижорским колледжами. Мы не только презентуем наш концерн «Русэлпром» в стенах учебных заведений, но и проводим профориентационные экскурсии на предприятие, организуем различные виды практик. Эта работа нацелена на привлечение молодежи на производство. Сегодня в концерне создано специальное подразделение — инжиниринговый центр «Русэлпром», который включает в себя инженеров всех площадок, заводов, находящихся внутри концерна. Когда я общаюсь с молодыми конструкторами, я говорю, что у них есть уникальная возможность — то, чему они научились в вузах, они могут сначала «положить на бумагу» и уже через некоторое время в производстве увидеть результаты своих трудов. И самое главное, не только увидеть, но и оценить, как это все работает!
— В ваших словах чувствуется такой профессиональный азарт…
— Да. Я потомственный машиностроитель. У меня родители до сих пор работают на смоленском заводе. У них на двоих общий рабочий стаж уже, наверное, больше ста лет.
— А вы что заканчивали?
— Московский энергетический институт по специальности «инженер-электромеханик». Я — один из немногих студентов, которые работают по специальности. С электрическими машинами связан еще с института. Но пришлось осваивать, изучать и новые нюансы, которые в каждом деле возникают.
— Максим Валентинович, расскажите о своих мечтах, планах, на реализацию которых вы бы хотели бросить силы завода.
— Очень интересное направление — зеленая энергетика. И я считаю, мы способны здесь решать многие задачи. В одном из проектов мы уже принимаем участие — это ветроэнергетика. Буквально в течение прошлого года выполняли контракт для Siemens. Совместно по предложенной документации, переработанной нашими инженерами с точки зрения использования российских материалов, мы поставили 26 генераторов для ветростанций. Интересны и другие возобновляемые источники энергии — в первую очередь это гидроэнергетика. И конечно же, судостроение. Причем не только промышленных судов. Хотелось бы, чтобы и гражданский наш флот строился. Безусловно, с учетом развития атомной промышленности и атомной энергетики в нашей стране мы будем участвовать и в этом направлении. Готовы брать любые профессиональные вершины.
— А насколько высока конкурентность в деятельности «Русэлпрома» сегодня?
— Высока. В стране сохранилась отрасль электромашиностроения, предприятия, которые производят электродвигатели и генераторы. Несмотря на поддержку отеч ественных производителей, наблюдается большое давление со стороны иностранных компаний. Нам приходится конкурировать с импортными производителями, такими крупными компаниями, как ABB, Siemens. Серьезно приходится доказывать свою состоятельность. Но мы готовы. Мы не боимся, нет!