22 сентября под брызги шампанского питерский "Балтийский завод" спустил на воду атомный ледокол "Сибирь" (проект 22220), оснащенный системой электродвижения "Русэлпром". Новейший и крупнейший в мире 170-метровый гигант способен с лёгкостью рассекать трехметровый лёд и вести за собой плавучие караваны.
Атомоход готов на треть — сформирован корпус, погружено основное оборудование. Достраивать судно будут уже на плаву. С помощью подъемного крана разматывают цепи для исполинских якорей. На дорожки самого большого в России стапеля, по которым, как с горки, ледокол съедет в Неву, уже нанесен специальный состав — насалка. Эта парафино-вазелиновая смесь позволит судну беспрепятственно скользить по деревянной дорожке прямо в воду.
У стапеля, где высится "Сибирь", по традиции собираются семьи рабочих. Это настоящий праздник. Корпус атомохода — а это 16 тысяч тонн — удерживает на суше только металлическая балка. Момент, когда ледокол касается воды, считается его крещением.
"Сибирь" — первый серийный атомоход проекта 22220, в состав проекта входят также "Арктика" и "Урал". Это самые большие и самые мощные ледоколы в мире. Они способны пробивать лед толщиной в три метра. Корпус атомохода "Урал" еще только строится. На Ленинградском Электромашиностроительном Заводе концерна "Русэлпром", уже приступили к сборке комплекта гребных электродвигателей для этого судна. Головной ледокол "Арктика" спустили на воду и достраивают. У него уже есть капитан — Александр Спирин. Когда-то он начинал свою морскую карьеру с работы на прежней "Арктике" — легендарном атомоходе, который первым в мире достиг Северного полюса. И вот теперь будет капитаном новой "Арктики".
Эти машины полностью отечественные. "Арктику", "Сибирь" и "Урал" строят всей Россией. "Это была очень тяжелая работа для наших поставщиков. Связано это с тем, что ряд предприятий буквально с нуля начинал выращивать те компетенции, что когда-то имели. Например, система электродвижения* в России была построена впервые. Электродвигатель мощностью 20 мегаватт для судового решения был построен впервые", — пояснил Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации.
Важное преимущество ледокола — возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек. Конструкция судна двухосадочная. Набрав в балластные цистерны воды и осев на два метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.
У России колоссальные планы по развитию арктической зоны, и новые ледоколы — это шаг на пути к освоению высоких широт. Идея в том, чтобы сделать наш Северный морской путь "глобальной транспортной артерией", работающей круглый год.
Сейчас мировые транспортные потоки между Азией и Европой идут мимо России – через Суэцкий канал, но ведь Севморпуть вдвое короче. Пока же через Суэц проходят по 20 тысяч судов в год, а сквозь нашу Арктику — лишь несколько десятков штук. Российские ледоколы изменят это соотношение в нашу пользу. Сокровенная мечта русских моряков о круглогодичной навигации по Северному морскому пути сбывается на наших глазах.
________________
*система электродвижения для атомных ледоколов проекта 22220 разработана и произведена на производственных площадках концерна "Русэлпром", прим. ред.