На международной выставке железнодорожных технологий и путевой техники IAF-2017 разработка концерна «Русэлпром» проиллюстрировала глобальную транспортную тенденцию.
Станислав Флоренцев, главный конструктор привода транспортных средств ООО «Русэлпром»:
- С 30 мая по 1 июня в Мюнстере (Германия) проходила 27-я международная выставка IAF – крупнейшее в мире специализированное мероприятие, на котором демонстрируются новейшие достижения в области железнодорожных технологий и путевой техники. В нынешнем году участниками выставки стали более 200 компаний из 18 стран, в том числе россияне: «ТВЕМА», «Кубаньжелдормаш» и партнер концерна «Русэлпром» - «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В.Воровского». На его стенде был представлен наш совместный проект – мотовоз МПГТ-2, в котором впервые (не только в России, но, как оказалось, и в мире) была применена электромеханическая трансмиссия с асинхронным приводом.
Остальные производители демонстрировали в основном машины с гидравлической передачей – гидростатической или гидрообъемной. Несколько зарубежных компаний заявили о том, что тоже намерены заняться разработкой гибридных силовых установок. Коллеги из Германии, которые больше других продвинулись в этом направлении, презентовали концепт мотовоза с применением асинхронного генератора и индивидуального привода каждой колесной пары (в то время как серийный выпуск российского МПГТ-2 с асинхронными мотор-генераторами и индивидуальным приводом каждого колеса начат уже в марте).
В ходе выставки интерес к сотрудничеству с концерном «Русэлпром» и внедрению комплектов тягового электрооборудования проявили сразу несколько компаний, специализирующихся на производстве путевых машин.
Тенденция к переходу на гибридные трансмиссии и к установке на борт рельсовых транспортных средств накопителей энергии, которые дают возможность использовать рекуперируемую энергию торможения, сводя к минимуму потери на ее передачу, четко прослеживалась и на выставке InnoTrans-2016. Тогда, год назад, компания MTU показала гибридную установку PowerPacks на базе дизельного двигателя с потенциалом экономии электроэнергии от 18 процентов и сниженным на 5 дБ уровнем шума, а Zargo Group – промышленный маневровый локомотив с дизель-генераторной установкой мощностью 354 кВт и литий-ионной батареей мощностью 350 кВт, с силой трогания 200кН и тяговой мощностью 435 кВт. Компания Toshiba c группой партнеров представила концепт маневрового тепловоза с литий-ионной батареей нового поколения в качестве буферного накопителя энергии и проанонсировала возможность получения в циклическом режиме работы 36 % экономии топлива и снижения выбросов СО2. Переход от группового управления к индивидуальному тяговому электроприводу колесных пар поддержала фирма NEWAG, которая экспонировала гибридный локомотив с усилием трогания 450 кН.
Готовность отказаться от гидромеханических трансмиссий в пользу электромеханических подтвердили также производители карьерных самосвалов. На выставке MINEexpo-2016 были представлены новинки компаний Caterpillar, Komatsu, Libher, Hitachi, «БелАЗ» грузоподъемностью от 90 до 420 тонн, оснащенные электромеханической трансмиссией переменно-переменного тока. Отдельный сегмент составляли транспортные средства для подземных работ с чисто электрическим (батарейным) приводом.
Нет сомнений, что процесс внедрения электромеханических трансмиссий взамен гидромеханических в самосвалы грузоподъемностью 35 – 75 тонн в ближайшее время будет активизироваться. Широкое распространение получат карьерные самосвалы с автоматическим или дистанционным управлением. Появление более энергоэффективных, надежных и менее дорогих накопителей энергии приведет к активному внедрению гибридных силовых установок в транспортные средства для горнодобывающей промышленности с выраженным циклическим режимом работы – бульдозеры, скреперы, погрузчики, экскаваторы.
Специалисты концерна «Русэлпром» внимательно следят за мировыми тенденциями и, как показывает практика, даже предвосхищают их, предлагая рынку инновационные разработки, не имеющие аналогов.