Модель первого электробуса — троллейбуса, способного передвигаться без соединения с контактной сетью — была продемонстрирован в Челябинске на научно-практической конференции по проблемам и перспективам развития городского транспорта.
Электробус представляет собой гибрид троллейбуса и автобуса. Отличительной особенностью нового вида общественного транспорта является его способность на определенное время отсоединяться от контактной сети, что позволяет, например, объезжать пробки.
На данный момент максимальное расстояние, на которое способен уехать электробус, не присоединяясь к проводам, составляет 500 метров, в будущем планируется увеличить его до 30 километров.
Принцип работы электробуса — электронное оборудование и аккумулятор на литиевых батареях. Стоимость комплекта оборудования колеблется от 450 тысяч до 3 миллионов рублей.
Сейчас электробус проходит технические испытания. Если их результаты удовлетворят челябинских транспортников, к осени на улицы города выйдут 10 таких машин.
Комментирует Главный конструктор электропривода транспортных средств ООО «Русэлпром», Доктор электротехники, действительный член Российской Академии электротехнических наук Флоренцев Станислав Николаевич:
«Электробус на батареях для России — это утопия.
К основным минусам изобретения относятся экономика, стоимость и срок эксплуатации, а также условия работы. Можно констатировать, что сама разработка является вчерашним днем.
Более перспективным является создание электробусов с ограниченным автономным ходом (одна-две остановки) с быстрой подзарядкой на остановках. В качестве накопителей в них выступают суперконденсаторы. Последние обеспечивают работы в условиях отрицательных температур, более миллиона циклов заряда-разряда (против 1000 у литиевых батарей), меньшую стоимость и вес.
Удачными примерами гибридов являются автобусы TOSA».