Стратегия предполагает переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному принципу развития топливно-энергетического комплекса
В частности, акцент делается на тезис, что ТЭК не может быть локомотивом развития всей страны, а только стимулирующей к развитию инфраструктурой.
Кроме этого, в стратегии добавлены положения о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг, изменен принцип налогообложения — от взимания НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) к налогообложению финансового результата в форме налога на добавочный доход (НДД) или налога на сверхприбыль при добыче углеводородов.
В вопросе экспорта сырья планируется ориентироваться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — рост объема поставок может составить 30% от общего объема, против нынешних 8%. Связано это прежде всего с динамичностью развития этих рынков и с тем, что европейские рынки могут снижать закупки и по политическим причинам.
Комментирует Горелик Лев Вениаминович, Начальник патентно-технического отдела ООО «Русэлпром»:
«Что касается энергетической стратегии, то мы, как производители, энергооборудования, обладаем своим видением ситуации.
На наш взгляд, в первую очередь, стоит обратить внимание на вопросы энергоэффективности производства в целом. Наша экономика сегодня является одной из самой ресурсоемких и энергозатратных среди промышленно развитых стран. Весь мир стоит на пути снижения энергозатрат, повышая тем самым конкурентоспособность своей продукции, а заодно и решая глобальную энергетическую проблему.
Наши планы развития энергетики на ближайшие 20 лет кроют в себе определенный дисбаланс — имея существенное количество избыточных мощностей и прогнозируемое снижение темпов энергопотребления, к 2030 году мы планируем ввести в эксплуатацию целый рядэнергопроизводящих объектов — ГАЭС, АЭС и т.д. Последствия подобного дисбаланса предположить сложно.