Министерство промышленности и торговли призывает поддержать промышленность дешевыми кредитами
Идею финансирования промпредприятий из специально созданных фондов Минпромторг изложил в проекте закона о промышленной политике. Формироваться фонды должны по решению президента, средства распределяться — уполномоченным органом.
При выполнении всех условий ставки по кредитам могут упасть до 3-4 процентов, против минимальных 9 сегодня.
Эксперты к идее относятся настороженно. Основными проблемными зонами специалисты считают отсутствие ясных приоритетов, отсутствие четкой схемы отбора тех производств, кто данной поддержки заслуживает и даже отсутствие средств в федеральном бюджете.
Комментирует Исполнительный директор ООО «Русэлпром» Станислав Щербаков:
«Нам, как представителям отрасли российского машиностроения, идея кажется крайне привлекательной.
В подобной поддержке промышленный сегмент нуждается давно. В снижении процентных ставок заинтересованы практически все средние и крупные машиностроительные предприятия, принадлежащие частному сектору экономики.
В свое время кредиты промышленному сектору послужили инвестициями в программу модернизации технологического парка с целью наверстать накопившееся отставание в производственно-технологической сфере от ведущих предприятий западного машиностроения.
При этом в отличии от крупных корпораций с государственным участием — часто финансировавшийся на преференциальных условиях, данные предприятия получали кредиты под рыночные ставки, существенно превышающие аналогичные за рубежом.
На сегодняшний день львиная доля прибыли от операционной деятельности этих предприятий уходит на обслуживание полученных кредитов. Как результат — отсутствие резервов, снижение темпов инновационной и инвестиционной деятельности, финансируемой из собственных средств, наращивание технологического отставания от аналогичных мировых предприятий.
С другой стороны, инновационные проекты в нашей стране подчас тормозятся из-за отсутствия инвестиционных ресурсов на финансирование развития производственных мощностей. Это приводит к тому, что производственная модель в таких проектах формируется на контрактной модели с привлечения производственных мощностей, локализованных за рубежом.
При всем том, что рынок крайне нуждается в подобной инициативе, для того, чтобы она оказала должный эффект, необходимо соблюсти ряд условий.
По нашему мнению, программа должна получить широкое распространение — то есть, возможность принять участие в конкурсе на получение льгот должно иметь любое промышленное предприятие, осуществляющее деятельность по конструированию и производству в нашей стране. Очень важно, чтобы данная инициатива не превратилась в мероприятие по поддержке узкого круга компаний с участием госкапитала.
Программа должна реализовываться максимально открыто, решения должны приниматься посредством создания совещательных органов, в которые войдут представители всех успешно работающих производственных предприятий — лидеров своих отраслей машиностроения. Также эти предприятия должны иметь опыт существования на российском рынке и портфель инновационных разработок».
Важно отделить реального производителя от компаний, специализирующихся на «отвёрточной сборке» узлов и комплектующих, реально произведенных за рубежом».