В 2013 году вступил в силу технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», который породил большое количество проблем в области согласования технических требования к этому оборудованию.
Все дело в том, что на данный момент в каждой из стран — участниц Таможенного союза сформировались свои собственные системы законодательств в сфере безопасности лифтов. Привести их к единому знаменателю – дело непростое, и по оценкам экспертов, «займет около полутора лет».
Согласно экспертным оценкам, в России более развито не только само лифтовое хозяйство, но и законодательная база, его регламентирующая. Это является первым камнем преткновения.
Есть и другие — это организация государственного надзора на вертикальном транспорте и вывод лифтов из категории опасных производственных объектов, узаконенная техническим регламентом добровольность применения стандартов и отсутствие легального определения понятия «владелец лифта».
Комментирует Жолудев Иван Сергеевич, директор ООО «Куб-Лифт», электротехнический концерн «Русэлпром»: «Состояние лифтового хозяйства в РФ сегодня определяется несколькими факторами:
- срок службы лифтов с начала массового высотного строительства в 70-х и 80- х годах подошел к критической отметке, жизнь многих лифтов вынуждено продлена за пределы 25-30 лет. Например, прокуратура г.Москвы 2 года назад предписала заменить 19 тыс. лифтов в городе во избежание аварийных ситуаций;
- массовая коммерческая застройка в 90-х и 2000-х годах резко подняла спрос на недорогое лифтовое оборудование, а производственные мощности российских предприятий были ограничены. Единственный лифтостроительный завод союзного значения оказался за границей- в Белоруссии. Это- «МогилевЛифтМаш». Нынешний ОАО «ЩЛЗ» был опытным заводом, а ОАО «КМЗ» подчинялся Мосгорисполкому. Эти российские заводы стали наращивать мощности, и зачастую уже было не до качества и освоения новой техники;
- передача государственного и муниципального жилья в собственность граждан требует активного участия последних в обеспечении работоспособности лифтового оборудования, а для наших граждан организация ТСЖ, как и любая самоорганизация, оказалось делом непривычным, и лифты выпали из под контроля и государства, и граждан.
Руководство стран Содружества, столкнувшись с столь внушительной проблемой в ЖКХ, предприняло усилия для улучшения ситуации. В РФ был принят 185-й Федеральный закон об организации «Фонда содействия реформированию ЖКХ». В рамках проведения в жизнь данного закона было уделено значительное внимание и лифтовому парку. По сути дела, это — инфраструктурный проект, которое государство взвалило на свои плечи. Российские заводы получили финансирование на производство лифтового оборудования, и проблемы кризисов их в значительной степени миновали. Правда, отрицательно повлияла смена собственников на выше указанных российских предприятиях.
В результате активной работы ОАО «ЩЛЗ», не прекращая выпуска старой линейки лифтов, освоило две новые и более современные серии лифтов для разного класса жилья, ОАО «КМЗ» также запустило новую линию лифтов проекта «Протон».
Перебои с производством лифтового оборудования больше отражались на регионах, поэтому местные власти предприняли усилия для стимулирования освоения производства лифтов на своей территории. Конечно, объем такого производства несопоставим с производством на «КМЗ», «ЩЛЗ», «ОТИС», но с каждым годом становится все заметнее.
Западные производители длительное время не могли конкурировать по стоимости лифтов с российскими предприятиями, их продукция практически не покупалась на государственные средства. Но в жилье бизнес-класса импортные лифты доминируют.
Давно закрепилась в РФ фирма «ОТИС», освоила производство своего оборудования в РФ, и сегодня поставляет свою продукцию во все регионы нашей страны. До последнего времени лифты «ОТИС» были несколько дороже, чем продукция «КМЗ» и «ЩЛЗ», но по качеству выигрывали.
В Белоруссии государство вложило значительные средства в модернизацию «МогилевЛифтМаша». Российский рынок в силу государственного финансирования преимущественно российских предприятий для него был почти закрыт, поэтому завод осваивал другие рынки — в первую очередь, рынок Украины. Заводу пошло это на пользу: пришлось ужесточать требования к качеству и конструкции лифтового оборудования.
За последние годы был разработан и действует с этого года новый Технический регламент по производству, монтажу и эксплуатации лифтового оборудования. Документ объемный, приближенный к европейским нормам. Конечно, избежать ошибок и недоработок в столь серьезной работе нельзя, но теперь есть от чего отталкиваться, чтобы строить работу в лифтовой отрасли.
На Западе в рамках внедрения программы энергоэффективности почти 20 лет назад все лифтовые приводы стали оснащаться преобразователями частоты (инверторами).
У нас эта тенденция наметилась только сейчас. Вслед за штучным применением регулируемого привода сегодня в московской программе замены лифтов применяются только регулируемые приводы. Будем надеяться, что этот процесс получит развитие на всей территории РФ.
Удорожание сырья и массовое производство (и удешевление) элементов силовой электроники породили на Западе движение по уходу от механических передач. В РФ еще до сих пор редукторный привод лифта доминирует, а в Европе новое лифтовое оборудование в основном комплектуется безредукторными лебедками на базе синхронного двигателя с постоянными магнитами.
Электротехнический концерн «Русэлпром» длительное время производил асинхронные двигатели для лифтовых лебедок. Следуя мировой тенденции ухода от механических передач концерном разработана линейка безредукторных приводов на базе самого простого в изготовлении, неприхотливого, ремонтопригодного асинхронного двигателя. В настоящее время безредукторные приводы лифта серийно выпускаются на предприятиях концерна в г. Владимире».