Основным потребителем энергоресурсов становится Китай
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства восточные рынки в ближайшие 10-15 лет станут лидерами энергопотребления. Лидировать в поставках нефти, благодаря «сланцевой революции», США смогут ориентировочно до 2020 года. Затем лидерство в добыче сланца может перейти к Китаю.
Таким образом, энергорынок полностью переместится в Азиатско-Тихоокеанский регион. Спрос на энергоресурсы, в частности на нефть, будет расти — через 20 лет ожидается рост потребления на 14%, стоимость барреля к 2035 году может составить 128 долларов.
Спрос на газ будет расти скромнее — примерно на 1,6% в год. Львиную долю потребления обеспечит Китай. Потребление газа в Европе будет падать, в первую очередь, благодаря поддержке возобновляемых источников энергии.
Комментирует менеджер по развитию целевых рынков и клиентов ООО «Торговый дом «Русэлпром» Август Станислав Владимирович:
«Первые идеи о добыче сланцевой нефти в Китае датируются концом 2012 года, так что до создания развитой инфраструктуры, которая бы несла заметный вклад в потребление нефти в Китае еще рано, угрозой для российских планов экспорта энергоресурсов в ближайшей перспективе скорее может стать диверсификация импорта энергоносителей и сокращение спроса вследствие прогнозируемого замедления роста экономики.
Согласно World Energy outlook 2013, потребление энергоносителей в Китае составит 4000 миллионов тонн н.э. к 2020 году, в Индии — 1540 миллионов тонн, в Юго-Восточной Азии — порядка 1000 тонн н.э. (в Европе — 1710). 65% процентов от общего объема роста потребления придется на Индию, Китай и страны АТР. Общий рост потребления составит 35% от уровня 2013 года.
Но восточное направление должно снабжать энергоносителями не только Китай, но и страны АТР, потенциал роста которых пока более оптимистичен. Так что перспективы Восточной программы пока остаются неплохими.
Энергозатраты при разработке месторождений в Восточной Сибири существенно выше, чем в традиционных регионах, что, как и большие транспортные плечи при транспортировке, накладывают большие требования к энергоэффективности оборудования. Кроме того, возрастают требования к его надежности, сроку эксплуатации и бесперебойному сервису».