2013 год уже стал годом негативных конъюнктур на рынке металла. К примеру, только за первый квартал цена стального проката сократилась на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, меди — на 4,6%, никеля — на 11,9%.
Причина такого падения цен — кризис перепроизводства в Китае.
По итогам первого квартала Китай увеличил производство стали на 10,1%, доведя свою долю рынка почти до 50%. При этом цены на сталь внутри Китая упали до минимального уровня. Производители, не найдя спроса внутри страны, решили массированно выйти на внешние рынки, тем самым обрушив их.
Аналогичная ситуация складывается и на рынке цветных металлов.
Российская металлургия сильно зависит от внешних рынков, так как рынок сбыта внутри страны очень слаб.
В прошлом году негативного сценария развития удалось избежать за счет американского рынка — а точнее тех заводов на территории США, которые принадлежат российским компаниям, — стальные полуфабрикаты из России перерабатывались и продавались уже напрямую американским потребителям. В этом году американский рынок просел, цены упали даже сильнее, чем в остальных регионах.
Внутренний рынок, и без того слабый, по итогам первого квартала текущего года только по поставкам стального проката сократился на 5%. По оценкам экспертов, общий спад металлургического производства по итогам года может составит 3-4%.
Комментирует Когур Евгений Петрович, Начальник отдела оперативного маркетинга ООО «Торговый дом Русэлпром»: «Нельзя не согласиться с тем, что основным рынком сбыта для металлургов являются внешние рынки, переживающие сейчас спад.
Внутренний рынок, на который рассчитывают металлурги, в настоящее время пассивен, и вина, хоть и косвенная, лежит на них самих, так как сокращение издержек, и как следствие, повышение конкурентоспособности на металлургических предприятиях отрасли происходит не за счет модернизации производства, а за счет приобретения менее качественной, но более дешевой продукции производства КНР.
Как следствие российский машиностроительный сектор — предприятия, которые являются основными потребителями данной продукции на внутреннем рынке — практически впал в рецессию.
Исходя из того, что черный и цветной металлопрокат могут конкурировать исключительно по цене и по уровню сервиса, выходом из ситуации могла бы стать протекционистская политика государства, девальвацией национальной валюты и т.д.
При этом совершенно необязательно, например, повышение таможенных пошлин или аналогичные меры, примером эффективной протекционистской политики является введение энергостандарта в западных странах, что автоматически отсекло производителей некачественной продукции».