29-30 июня министр транспорта РФ Максим Соколов провел совещания, посвященные строительству морского порта Сабетта и формированию инфраструктуры Ямал СПГ и реализации проекта «Северный широтный ход».
Строительство порта Сабетта для России — это не только транспортировки сжиженного природного газа с завода Ямал СПГ, который сейчас строится неподалеку, но и ключевой транспортный узел для Северного широтного хода.
Сегодня морским транспортом перевозится более 60% грузов. По оценкам аналитиков, этот показатель к 2030 году может возрасти в несколько раз. Сабетта позволит увеличить грузооборот Севморпути с 3 до 20 миллионов тонн, а также станет дорогой к новым рынкам Урала и Сибири.
Уже сейчас организуется проводка первого каравана судов по маршруту «Тюмень-Сабетта-Китай», это на практике докажет востребованность данного маршрута.
Комментирует Елена Преснова, ведущий аналитик Дирекции маркетинга ООО «Торговый Дом «Русэлпром», MBA:
«Отсутствие конкурентоспособных российских производителей технологического оборудования делают практически невозможным участие отечественных машиностроителей в реализации инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли.
Развитие производственной и транспортной инфраструктуры на Ямале требует огромных компетенций, инвестиций. Ни одна российская компания в одиночку не сможет реализовать проект такого масштаба, как строительство завода Ямал СПГ.
Проблема также состоит в том, что проектными и подрядными организациями являются иностранные компании, в то время как уникальный опыт российских специалистов в данной области, с поправкой на знание специфических природных условий региона, переоценить сложно.
Сегодня именно в России сложилась ситуация, когда реализуются крупные проекты в нефтегазовой отрасли. Такую уникальную ситуацию надо использовать в интересах отечественного машиностроения и химических технологий. Необходимо создавать консорциумы, объединения, в том числе с участием иностранных компаний, по участию в реализации крупных инвестиционных проектах. Важно, чтобы интеллектуальные разработки и опыт реализации проектов оставались в России. И на государственном уровне необходимо поощрять развитие отечественной промышленности.
Так, концерн Русэлпром имеет опыт разработки и производства электродвигателей, удовлетворяющих условиям крайнего севера, и готов участвовать в поставках оборудования для данного проекта».