Еще несколько десятилетий назад основными критериями конкурентоспособности электродвигателей являлись надежность устройства в эксплуатации и его цена. В наши дни возник ряд дополнительных факторов в оценке экономической выгоды использования продукции того, или иного производителя. В их числе, уже следует назвать стоимость владения, а не цену изделия.
Как и следовало ожидать, в итоге сектор производства электродвигателей постепенно приобретает черты «биполярности». Часть крупных мировых производителей стремятся удешевить свою продукцию, другие – поднять уровень ее качества до максимально высокого уровня.
Ряд предприятий сделали выбор в пользу экономии затрат на производство. Лучшим примером этому может стать значительный рост импорта китайских электродвигателей в Россию (в количественном выражении на 59% и в денежном на 22% в 3 квартале 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого). Одной из причин увеличения поставок электродвигателей из Китая стало снижение средней стоимости за 1кг. ввозимого двигателя на 16% относительно 3 кв. 2015 г. Но, верный ли выбор делают российские потребители китайской электропродукции?
Следует отметить, что удешевление вызвано невнедрением новых прогрессивных технологий и неиспользованием в производстве альтернативных конструкторских решений и материалов! Залог этого процесса – максимальная экономия на стоимости комплектующих и удешевлении производственного процесса. Итог предсказуем:
- До 10% экономии обмоточного медного провода достигается путём укорачивания лобовых частей – на 10-15 мм меньше, чем у российских производителей.
- Китайские производители изготавливают электродвигатели с меньшим диаметром статора, увеличивая его активную длину. Это приводит к критическим перегревам обмотки, температура в максимально горячей точке превышает предельно допустимое значение.
- В китайских электродвигателях традиционно не доложена медь. Ориентировочно, коэффициент заполнения паза не более 0,65.
- Испытания в пылевой камере выявили невыполнение требований по степени защиты.
- В качестве закладных шпилек для коммутации выводных концов электродвигателя и питающего кабеля на клеммной панели зачастую применяются обычные винты с гайками. При затяжке гаек возможно проворачивание крепежных шпилек в теле панели, появление трещин и сколов. Применяемые материалы и конструкция панелей не обеспечивают надежность электрических подсоединений.
- Шейки вала под подшипник не шлифованы. Это может привести к преждевременному выходу из строя подшипников или выработке на валу.
Результатом использования подобной продукции становятся повышение затрат на эксплуатацию и значительное уменьшение сроков использования изделия.
С другой стороны, возможно, продукция иных (в том числе российских) производителей стоит более дорого, однако она более надежна! А далее мы начинаем говорить о факторе энергоэффектиности, со временем, полностью компенсирующим дополнительные затраты на приобретение электродвигателя.
Преимущества такого оборудования сложно переоценить. Их использование экономит энергию, снижает потребность в введении новых генерирующих мощностей, снижает издержки производства, сокращает дополнительные затраты на обслуживание, способствует сокращению выбросов парниковых и сопутствующих газов в атмосферу.
Конструкторы «Русэлпром» разработали ядро электродвигателя 7AVE с инновационной конфигурацией пазов ротора и статора. На базе этого ядра разработан ряд серий энергоэффективных электродвигателей.
7AVE стал лауреатом национальной премии по импортозамещению «Приоритет-2016» в номинации «Машиностроение» и вошел в реестр 50 лучших инновационных проектов страны. Электродвигатели 7AVE изготавливаются по стандартам ГОСТ и CENELEC по классам энергоэффективности IE1, IE2, IE3.
И тут мы подходим к одному из основных вопросов: как защитить российских потребителей от некачественной продукции?
Разумеется, этот процесс должен проходить на законодательном уровне! Необходимо внедрить стандарты энергоэффективности оборудования и создать сертификационные центры для оценки производимых и ввозимых электродвигателей. Таким образом, появится возможность контролировать заявленные параметры машин и измерять реальные полные потери электродвигателя.
Разумеется, реализация подобных инициатив требует времени. Поэтому, предлагается ввести стандарты энергоэффективности:
IE-2 с 2017 года, IE-3 с 2018 года, IE-4 с 2020 года.
И это может стать прогрессивным шагом в развитии отечественного машиностроения и экономики страны в целом!