Минэкономразвития заложил в свой прогноз сумму в 1 триллион рублей на поддержку отечественного машиностроения в 2013-2016 гг.
Предполагается, что средства будут распределены следующим образом:
- на повышение конкурентоспособности продукции отечественного машиностроения, посредством инвестиционных проектов, развития производственной инфраструктуры и т.д.
- на развитие совместных с зарубежными партнерами производств, предполагающее глубокую локализацию производства на российской территории,
- на реализацию Государственной программы вооружения на 2011-2020 гг.
Комментирует Сурков Родион Евгеньевич, Директор по маркетингу ООО «Торговый дом «Русэлпром»:
«Поддержка государством машиностроительной отрасли сегодня крайне необходима. Проведенное нами исследование рынка в 2013 году говорит о том, что отрасль находится в кризисе.
Вот какие сведения приводятся на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ: «По данным мониторинга социально-экономического развития РФ, инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций сокращаются третий квартал подряд. По итогам II квартала их сокращение составило 4,8%, после сокращения на 5% в I квартале и на 9,7% в IV квартале 2012 года.
Экономический рост в виде индекса промышленного производства составил 100%, то есть не изменился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Таким образом, можно предположить, что общая динамика отрасли за 7 месяцев 2013 года является отрицательной.
В январе-июле 2013 года российское производство электрических машин и электрооборудования — сократилось на 11,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Это связано, прежде всего, с сокращением производства в ключевых отраслях — потребителях.
Снижение платежеспособного спроса на технологическое оборудование в указанном периоде, а также недостаточная конкурентоспособность отдельных видов российского оборудования по сравнению с импортными аналогами способствовали сокращению объемов производства станков металлорежущих на 14,2%, машин кузнечно-прессовых — на 15,9 процента.
Ожидаемое снижение темпа роста инвестиций в основной капитал, а также прогнозируемая стагнация динамики добычи полезных ископаемых в 2013 г. относительно уровня 2012 г. способствовали сокращению объемов производства комбайнов проходческих на 28,1%, сталеплавильного оборудования и литейных машин — на 12,8%, экскаваторов — на 9,9 процента».
Цифры говорят сами за себя, и на первый взгляд подобные инициативы по поддержке отрасли абсолютно разумны, но не стоит упускать из виду, что традиционно такая поддержка оказывается государственным компаниям и их подразделениям.
Защитить частные компании, как например, наша, государство может только одним путем — защитив сам рынок. Сейчас в этом вопросе наблюдается явный дисбаланс. За последние 5 лет доля импорта в РФ выросла более, чем на 50% — это стало возможным из-за недостаточного количества эффективных защитных мер тарифного характера.
Сравним — ввозные пошлины на электродвигатели для иностранных компаний на наш рынок составляют 0%, при том, что размер пошлины для ввоза нашей продукции на китайский рынок составляют около 13%, плюс 17% придется заплатить в качестве налога с продаж; ввозная пошлина на рынки Евросоюза составляет около 3%, но налог с продаж — от 20 до 27 процентов.
Мы считаем, что основная помощь государства для частного бизнеса должна находится в поле принятия адекватных мер по отношению к иностранным поставщикам, а не создания для них идеальных условий для товарной экспансии».