Какие шаги предпринимает государство, чтобы помочь российским производителям осваиваться на зарубежных рынках, в интервью РБК+ рассказал руководитель Российского экспортного центра Петр Фрадков. В беседе он отметил, что не так давно центр пришел к пониманию, что необходимо создавать бренд Made in Russia и продвигать на государственном уровне.
«Я вспоминаю времена, когда казалось, что хорошая компания сама найдет свой путь на международной арене, но, к сожалению, в реальности это не так, – отмечает г-н Фрадков. – Государство должно целенаправленно поддерживать бренд Made in Russia, такое позиционирование есть у всех экспортно ориентированных стран, и мы активно начали работу в этом направлении. Например, в начале мая мы представили в Китае на выставке пищевой промышленности стенд российских производителей под единым брендом Made in Russia. Каждая успешная компания может найти свою нишу и своего покупателя за рубежом, но когда все компании объединены одной понятной картинкой, это совсем другой подход».
Это все, конечно, замечательно, но явно недостаточно, считает наш эксперт Родион Сурков, коммерческий директор по ключевым клиентам ТД «Русэлпром», и рассказывает, какие решения необходимо принять, чтобы бренд Made in Russia действительно работал на российских производителей.
Проблемам экспортеров электротехнической продукции в последнее время уделяется значительное внимание. Кроме развития институтов содействия экспорту – РЭЦ, «Эксар» и Росэксимбанк последовательно реализуется план мероприятий (дорожная карта) «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». утвержденный распоряжением правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1128-р.
Действительно, в условиях растущей конкуренции и сужения рынков требуется обеспечить узнаваемость бренда Made in Russia, наладить «постоянное присутствие» на территориях потенциальных клиентов. Но это далеко не все. Мы считаем, что в отношении инновационных и импортоопережающих изделий при реализации мер поддержки институтам развития требуется учитывать всю цепочку создания продукта. Зачастую финансовую поддержку (льготные кредиты, гранты и пр.) получают производители ключевых компонентов (например, «Русэлпром» как разработчик и производитель систем электродвижения для транспорта). При этом производители транспортных средств – автобусов, локомотивов, железнодорожной техники – данных льгот и помощи не получают. В результате инновационный продукт не выходит на внешний рынок.
Другая ситуация: изготовитель конечных изделий получает господдержку, а применяет значительную часть комплектующих иностранного производства, хотя в России имеются полноценные аналоги. Так произошло в случае с Метровагонмашем, получившем льготную кредитную линию от Росэксимбанка сроком на 3 года в размере 4 млрд рублей для исполнения обязательств по экспортному контракту на производство подвижного состава для метрополитена Будапешта. Однако приводы этих вагонов будут японскими, хотя в стране есть полноценные аналоги, не уступающие по качеству.
Поэтому ситуация с продвижением за рубеж не так уж проста и безоблачна. На наш взгляд, требуется добавить отечественного контента в Made in Russia.