Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН и Аналитический центр при правительстве РФ опубликовали «Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года».
В докладе обозначены три основных сценария: базовый, производный базового сценария с учетом развития технологий и сценарий, учитывающий возможные технологические прорывы, например, «сланцевый прорыв», переход на транспорт на газе или переход на электромобили.
Эксперты проанализировали динамику потребления отдельных видов топлива. Они предполагают, что потребление нефти заметно сократится с 32% до 27%, потребление угля сократится незначительно — с 28% до 25%, возобновляемые источники энергии будут демонстрировать незначительный прирост — 13,8% против нынешних 10,9%, значительнее всех остальных прирост объемов потребления ожидает газ — до 25% по сравнению с 21% сегодня, доля атомной энергетики сохранится на уровне 6%.
Одной из важнейших тенденций в мировой энергетике станет регионализация энергетических рынков. Произойдет это по причине роста объемов добычи сланцевой и других видов нетрадиционной нефти. Уже в 2013 году США приблизятся по объему добычи нефтяного топлива к уровню Саудовской Аравии.
На газовом рынке наметится появление новых игроков в лице США и Китая. Таким образом, Россия хоть и сохранит лидерство в добыче и экспорте газа, однако, участие в дорогостоящих проектах может сделать страну заложницей конъюнктуры и ослабить ее геополитические позиции.
Комментирует Лев Николаевич Макаров, Генеральный конструктор ООО «Русэлпром»:
«Проблема добычи энергоресурсов не единственная энергетическая проблема России. Немаловажным является и аспект энергопотребления.
На сегодняшний день экономика России является самой ресурсоемкой и самой энергозатратной среди промышленно развитых стран, стран G8. По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 3 раза выше, чем в Германии, и в 5 раз выше, чем в США. Потенциал энергосбережения России (по расчетам Минпромэнерго РФ) составляет 360-430 млн. тонн условного топлива в год, что составляет 30% от всей потребляемой энергии в стране и сопоставимо с объемом всей экспортируемой нефти.
В сложившейся обстановке государству необходима протекционистская политика, направленная на поощрение предприятий — производителей энергоэффективной продукции, как это делается в других промышленно развитых странах. В том числе необходимо:
Государственная поддержка в виде целевых инновационных Проектов.
При открытии Конкурсов на инновационные Проекты предусматривать участие не одного, а двух-трех исполнителей, и для серийного освоения принимать лучшее решение, как это делается в передовых странах.
Льготное кредитование с государственными гарантиями для предприятий, осваивающих производство ресурсосберегающей продукции, а так же введение пониженных ставок налога.
Разработать стандарты энергоэффективности на выпускаемые изделия и синхронизировать их со стандартами промышленно развитых стран G8.
Обязать поставщиков оборудования для нужд муниципальных и государственных учреждений комплектовать машины и механизмы энергоэффективными электродвигателями и приводами.
Ввести обязательную сертификацию такого рода техники с выдачей сертификата соответствующего знака.
Разработать механизмы административного регулирования совместно с субъектами РФ через введение административной ответственности за нарушение действующих нормативно-правовых актов в сфере энерго- и ресурсосбережения.
Ввести в Комиссию по эффективности при Правительстве РФ компетентных специалистов например, из состава нашего Концерна».