Речь в первую очередь идет о товарах не сырьевого спектра
В Москве в рамках Недели российского бизнеса состоялась конференция Комитета РСПП по выставочной деятельности на тему: «Проблемы продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки».
Цифры, озвученные в рамках конференции, неутешительны — в 2013 году объем не сырьевого экспорта составил всего 252 миллиарда долларов, доля России в общемировом масштабе — 1,6%. Причину эксперты видят в отсутствии инфраструктуры продвижения товаров на внешние рынки — так, только 1% российских предприятий работает на экспорт.
Государство поддержкой также не радует — на продвижение российских товаров на внешних рынках тратится примерно 4,5 миллиона евро в год, а в Германии, например, 42 миллиона евро. Немецкие предприниматели, согласно социологическим исследованиям, считают выставки одним из наиболее успешных каналов коммуникации. В России ситуация совершенно иная, в выставочной отрасли много проблем — например, большое количество одинаковых мероприятий, это размывает индустрию.
Комментирует ведущий аналитик Дирекции маркетинга ООО «Торговый Дом «Русэлпром» Преснова Елена Сергеевна:
«Как известно, в маркетинге эффективность участия в выставке определяется соответствием целевой аудитории выставки и целевой аудитории компании, количеством новых качественных контактов и их стоимостью, а также количеством подписанных на выставке договоров и контрактов.
К сожалению, мы вынуждены согласиться с тем, что само российское выставочное поле сейчас размыто — нам предлагают участие в колоссальном количестве мероприятий, сходных не только по тематике, но и по составу участников. Получается, что цена отдельного взятого полезного контакта невероятно высока, тогда как с совершенно нецелевыми для нас компаниями мы можем встретиться на выставках по несколько раз в год. Особенно «мероприятиями-клонами» страдают московские площадки, которые носят по большей части имиджевый характер.
Нам, как частному производственному бизнесу, подобные издержки на участие в десятке мероприятий, кажутся излишними, мы рационально используем бюджеты, и повышать стоимость продукции из-за маркетинговых издержек, мы считаем нецелесообразным.
Мы считаем более эффективными инструментами коммуникации с конечными потребителями и партнерами форумы, конференции, тематические круглые столы, то есть, мероприятия, в которых участники рынка имеют возможность обсудить проблемы отрасли и своих предприятий в дискуссионном формате.
Что касается участия российских компаний в международных выставках, оно обычно ограничено двумя факторами — бюджетом и целесообразностью участия в виду неконкурентоспособности на внешних рынках.
Наиболее конкурентной российской промышленной продукцией являются военные и космические технологии, авиастроение. Эти же производители получают поддержку из государственного бюджета. Получается, что участие государства в поддержке отечественного производителя, к примеру, машиностроителя становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках».