Главной темой свежего номера газеты «Энергетика и промышленность России» стали международные проекты в условиях новой индустриализации. Редакция обратилась к экспертам с вопросами – есть ли у действующей экономической модели будущее, и станет ли драйвером роста растущая глобализация?
Родион Сурков, коммерческий директор по ключевым клиентам ООО «ТД «Русэлпром»:
– Если говорить об электротехнической отрасли, то работающие на российском рынке иностранные компании не только предлагают энергетикам свою продукцию, но и создают у нас полноценные, хорошо оснащенные производства полного цикла - в частности, электродвигателей, трансформаторов и т. п. Эти проекты находят административную и финансовую поддержку власти – льготы по региональным налогам, специальные инвестиционные контракты. Осложняют работу иностранных инвесторов слабая предсказуемость экономической ситуации и огромное влияние бюрократического фактора на реализацию проектов в России.
Несмотря на активность зарубежных производителей, свободные рыночные ниши все-таки существуют. Прежде всего, это энергоэффективные электродвигатели и частотно-регулируемый привод. Национальные производители полностью готовы к такому импортозамещению. Однако без жесткой позиции государства (аналогично запрету продажи ламп накаливания) заставить потребителей экономить не получается.
К сожалению, нам не приходится рассчитывать на продуктивное взаимодействие с зарубежными компаниями. Даже крупных российских производителей они рассматривают как партнеров второго сорта и особенно не церемонятся. Опытом никто делиться не собирается – как правило, его приходится приобретать, учась на своих ошибках. За последние годы наша компания получила огромный опыт претензионной работы, и я считаю это большой ценностью, так как мы научились доказывать свою правоту, невзирая на масштаб и глобальный статус покупателя.
Согласно сообщениям Минпромторга, российские предприятия наращивают позиции на международном рынке. Я не разделяю оптимизма министерства: по нашей оценке, с 2014 года экспорт электродвигателей сократился в два раза – с 53 до 23 миллионов долларов. И это на фоне роста импорта дешевой азиатской продукции. Для роста необходима защита национального рынка. Если его не защищать, то о росте экспорта не может быть и речи.