В условиях недофинансирования, когда потребители вынуждены ограничивать свои эксплуатационные расходы до минимума, все чаще возникает вопрос: что выгоднее - «реанимация» старого оборудования или покупка нового? Своим мнением по этой актуальной теме поделились с электронным журналом по энергосбережению и энергоэффективности «Энергосовет» Русаковский М.А. - заместитель генерального директора «РУСЭЛПРОМ», к.т.н., MBA, и Сижанов И.С. - технический инженер ТД «Русэлпром»:
Судя по единовременным затратам, ремонт вышедшего из строя электродвигателя обходится почти вполовину дешевле, чем приобретение нового. Стоимость капитального ремонта составляет от 40 до 55% цены мотора, только что сошедшего с конвейера завода-изготовителя. Однако надо иметь в виду: вследствие каждого ремонта технические характеристики и ресурс электрической машины значительно снижаются.
Приведем лишь один пример. Перед извлечением проводников из пазов статора необходимо избавиться от заводского пропиточного лака, изолирующего обмотку. Для этого используют два способа: термический, при котором статор нагревается, как минимум, до температуры 300°С и лак выгорает; и химический - когда лак растворяется различными реактивами. Некоторые производители ремонтных работ, заинтересованные в сокращении сроков их выполнения, прибегают к чрезмерному нагреву или применению «радикальных» химических средств. В обоих случаях нарушается изоляционный слой листов статора, что приводит к увеличению потерь в тали и, как следствие, снижению КПД электродвигателя. Вновь уложенная обмотка может существенно отличаться от заводской - это во многом зависит от квалификации персонала и технологических возможностей ремонтного предприятия.
Надо отметить, что обмоточные данные завода-изготовителя, оптимальные для каждой машины, доступны только официальным сервисным центрам. Отклонения приводят к существенному ухудшению характеристик, увеличению нагревов и, соответственно, снижению ресурса изоляции. К тому же, изоляция зачастую укладывается с отступлением от технологии производителя. В результате после каждого ремонта, даже если он произведен при полном соблюдении технологии, рекомендованной производителем, КПД двигателя снижается на 0,5-1% с одновременным уменьшением ресурса на 15-20%. Каждая замена обмотки снижает энергоэффективность двигателей до 7%, а ресурс - до 40%. Эти данные подтверждены проведенными испытаниями.
Использование отремонтированных электродвигателей существенно увеличивает эксплуатационные затраты потребителей. Приведенная диаграмма демонстрирует разницу в затратах на двигатель мощностью 18,5 кВт при его эксплуатации в течение 15 000 ч. Отремонтированный двигатель обходится потребителю значительно дороже нового. Затраты сравняются после первых 114 ч работы (то есть всего через 5 дней). За 15 000 ч стоимость перерасходованной электроэнергии превысит цену нового мотора. Для старого двигателя наступит срок второго ремонта, в то время как новый будет работать еще как минимум 5 000 ч. Таким образом, новый двигатель многократно окупает разницу в стоимости.
Наибольшее снижение затрат гарантирует эксплуатация электродвигателей с повышенным коэффициентом полезного действия. Сравните КПД двигателей, производимых в России и СНГ, и выбор в пользу покупки нового энергоэффективного двигателя от надежных производителей станет очевидным.
*Исходные данные для расчета: стоимость электроэнергии –4 руб./кВт.ч; среднее снижение КПД - 3.75%; стоимость капитального ремонта - 16 000 руб.; цена двигателя по прайс-листу - 33 000 руб.; транспортные расходы внутри одной области - 2 500 руб.; монтаж - 30% от цены мотора; простой оборудования - 10 руб./ч; срок ремонта - 34 рабочих дня.
**Ресурс обмотки нового мотора - 20 000 ч, снижение ресурса после первого ремонта - 25%.