XXXI Международная специализированная выставка строительной техники, оборудования для производства строительных материалов, дорожной и горной техники BAUMA 2016 прошла с 11 по 17 апреля в Мюнхене (Германия). Она проводится с периодичностью раз в три года и дает производителям со всего мира есть возможность продемонстрировать свои разработки, обсудить последние тенденции, наладить деловые контакты с потенциальными покупателями и партнерами.
В этом году выставка привлекла огромное количество посетителей, говорится на официальном сайте мероприятия. Свои экспозиции представили 3423 участника из 58 стран. По мнению главного исполнительного директора международной выставочной компании Messe München Клауса Дитриха, «участники выставки этого года проявили удивительную активность. Многие говорят о рекордно высоком уровне спроса продукции на BAUMA 2016. Это является позитивным знаком, учитывая нынешний экономический климат».
Выставку BAUMA 2016 посетил наш эксперт Родион Сурков, коммерческий директор по ключевым клиентам ТД «Русэлпром», и мы попросили его поделиться впечатлениями.
Почему данная выставка привлекла Ваше внимание?
Родион Сурков: По информации из официального пресс-релиза выставки количество посетителей составило порядка 580 тысяч человек из 200 стран. Такой интерес не случаен, так как фактически это один из крупнейших форумов, посвященный строительной технике и технологиям, добыче и переработке полезных ископаемых. Кроме того, выставка проходит раз в три года, что также существенно повышает качество экспонентов.
«Русэлпром» обладает значительным набором продуктов и услуг, потребителями которых являются компании строительной и добывающей индустрии. Часть продуктов являются традиционными – это электроприводы для дробилок, мельниц, конвейеров, кранов и т.п., другая часть – принципиально новые разработки, прежде всего, это комплекты электротрансмиссии. Поэтому основной задачей работы на выставке стало продвижение нашего гибридного привода для производителей дорожной, строительной и прочей техники под нашей торговой маркой Change Emotion (ChangEmotion).
На чем основывалось Ваше предположение, что электротрансмиссия найдет своего потенциального заказчика? В последнее время появились факторы, снижающие ее привлекательность. Прежде всего, падение цен на нефть делает основное преимущество гибридного привода – топливную эффективность – не столь значимой.
Р. С.: Действительно. В настоящее время для продвижения идей электродвижения приходится предъявлять несколько иные аргументы. На первый план выходит изменение «качества движения», выражающееся в повышении точности и плавности хода, контроле скорости и работы механизмов, снижении износа колес, новом уровне безопасности движения, комфорте оператора. Поэтому мы придумали нашу торговую марку, которая показывает, что электротрансмиссия принципиально «меняет эмоции» от управления огромными машинами, но и про сокращение до 40% потребления топлива тоже нельзя забывать...
В подтверждение этого мировые бренды представили на выставке свои гибриды, в частности, Komatsu представила свой передовой гибридный экскаватор.
Несколько странно выглядит тот факт, что шесть лет назад по итогам BAUMA все производители в один голос утверждали, что будущее за электрическими трансмиссиями и т.п. А сейчас в 2016 всего один гибридный экскаватор. Значит ли это, что с гибридами все не так гладко, и есть нерешенные проблемы, например, с ценой или надежностью?
Р. С.: Действительно, никаких сомнений в том, что именно так и будет, ни у кого не было. Их нет и теперь! Однако существуют несколько ограничений, преодоление которых, учитывая масштаб воздействия, займет год-два. Отрасль оказалась достаточно инертной и трудно восприимчивой к инновациям. Этот факт, скорее, заслуга производителей традиционных приводов и трансмиссий (я имею ввиду, прежде всего, механические и гидравлические передачи). Транснациональные корпорации, вкладывающие последние несколько десятков лет в традиционные технологии, не ратуют за допуск на их территорию альтернативных конкурентов. Огромные инвестиции в отрасль требуют окупаемости и возвратности.
Кроме того, требуется переучить огромный штат сервисного персонала по всему миру, закрепить новые компетенции у специалистов на местах, а это очень серьезная работа.
Пример из нашей жизни. В 2012 году «Русэлпром» представлял гибридный автобус на выставке городского транспорта. Чиновник из Питерского Гортранса спросил меня: «Кем является водитель такого транспортного средства?». Я сначала не понял, в чем вопрос. Потом собеседник пояснил: «Он у вас будет водителем автобуса или троллейбуса, и в каком парке (автобусов или троллейбусов) он будет обслуживаться?». От этого выбора, оказывается, многое зависит. Несмотря на то, что внешне это автобус, как на его микропроцессорные внутренности и суперконденсаторы посмотрят слесаря в автопарке?
Немаловажным ограничением является также разрыв в цене на гибридную технику и технику с традиционной трансмиссией. Однако, тут важно подчеркнуть, что с точки зрения стоимости владения, первоначальная переплата за гибрид окупится в течение первых двух лет, что очень незначительно, учитывая срок службы такой техники.
Вообще, если вернуться к ситуации в целом, то ее можно описать как «запах грозы». В воздухе много озона, вот-вот начнется, но грозы еще не слышно.
Как Вы думаете, удастся ли «Русэлпрому» поучаствовать в грядущей технической эволюции?
Р. С.: У нас есть все основания так считать. У нас есть десятилетний задел, мы не отстали от конкурентов, так как не стояли и не наблюдали за трендом, а были внутри его. С помощью Фонда развития промышленности мы получили грант на создание гибридной техники. Мы создали практически полный набор необходимых компонентов для реализации гибридного привода почти для любой техники от трактора 150 л.с. до маневрового тепловоза и БЕЛАЗА грузоподъёмностью 240 тонн. Мы назвали такой конструктор Power Blocks, в основе которого лежит линейка мощностей двигателей внутреннего сгорания. К тому же, учитывая девальвацию рубля, наше предложение сегодня в два раза дешевле, чем у европейских производителей.
И, скорее всего, мы будем участвовать в BAUMA в 2019 году.