Заказать

О КОМПАНИИ

Импортозамещение должно отвечать нуждам госкомпаний

Импортозамещение должно отвечать нуждам госкомпаний

Минэкономразвития подготовило поправки в законопроект о закупках госкомпаний. Он прошел первое чтение, но поправки Минэкономразвития предлагают новые правила покупки оборудования, пишет газета «Ведомости».

В первом чтении была утверждена предельно жесткая концепция, в частности, планы закупок для инвестпроектов и требования к закупаемой продукции пришлось бы согласовать с правительством. Но после одобрения проекта Думой министерство смягчилось и предлагает предусмотреть минимум новых обязательств: государство будет координировать только крупные закупки продукции машиностроения, только на инвестпроектах дороже 10 млрд руб. и только госкомпаний или частных структур, получивших господдержку. Компании, в свою очередь, обязаны представить правительственной комиссии по импортозамещению планы крупных закупок оборудования на пять лет или на срок инвестпроекта. Комиссия соотнесет эти планы с отраслевыми программами развития производств.

Минпромторг разработал 20 отраслевых планов импортозамещения, в них свыше 2000 проектов, отобранных из 4000 заявок, рассказывал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Проекты, попавшие в программу импортозамещения, смогут претендовать на различные специальные инструменты господдержки: субсидирование ставок, гранты, софинансирование исследований.

Больше половины планов касается именно машиностроения. Зависимость от импорта в машиностроении по многим секторам подавляющая, сетовал председатель правительства Дмитрий Медведев. Планы Минпромторга неоднородны: например, долю импорта в нефтегазовом оборудовании министерство к 2020 г. рассчитывает снизить с нынешних 60–95% в среднем на 10–20 п. п. в зависимости от вида продукции, а в транспортном машиностроении предполагается, что будет полностью отказаться от импорта.

Госкомпании новым обязательствам все равно не рады. Инструментов для регулирования инвестпроектов с господдержкой и так достаточно, новые нормы будут избыточными, и фактически выведут госкомпании из пределы рыночной экономики, считают они.

Комментирует сложившую ситуацию наш эксперт, директор по маркетингу «Русэлпром» Родион Сурков:

Полностью разделяем оценки премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о доли импорта в различных отраслях: в станкостроении она оценивается в 90%, в тяжелом машиностроении — примерно в 70%, в нефтегазовом оборудовании — в 60%, в электроэнергетике — около 50%, в сельхозмашиностроении — от 50 до 90%. Вопрос о том, почему это не беспокоило правительство последние десять лет, оставим за скобками. Но очевидно, теперь нам придется действовать решительно и вдумчиво.

На основании анализа приказов Минпромторга о замещении иностранных поставщиков можно сделать вывод о слабой проработке их содержания и механизмов реализации. Например, в приказе по судостроительной отрасли (№ 661 от 31 марта 2015 г.) сформулирована задача сокращения доли общепромышленных электродвигателей мощностью от 0,25 до 500 кВт от АВВ, Siemens, WEG, китайских производителей в два раза к 2020 году. Но каким образом Департамент судостроительной промышленности и морской техники будет выполнять указанную задача, непонятно. При этом на ее решение дается девять месяцев.

Описание в «Ведомостях» дискуссии о механизме импортозамещения для нужд госкомпаний еще раз подтверждает многовекторность и неконсолидированный характер мер поддержки. Очевидно, что механизмы должны быть простыми и быстрыми, так как времени очень мало. У реального сектора машиностроения есть четкие и давно сформулированные идеи рыночного характера, не ущемляющие конкуренцию и эффективность, в том числе и госкомпаний.

Обратная связь