Заказать

О КОМПАНИИ

Заменить незаменимое или Электромашиностроение в новых реалиях

rodion

Коллеги! Меня зовут Родион Сурков.

В своем разделе на сайте концерна я предлагаю обмениваться мнениями по наиболее острым вопросам развития отрасли. Уверен, что это будет интересно всем участникам рынка.

Кроме того, здесь вы найдете несколько полезных ссылок на ресурсы глобальной сети.

Заменить незаменимое или Электромашиностроение в новых реалиях

На протяжении многих лет отрасли российской экономики «насыщалась» продукцией и оборудованием импортного производства. Отечественный производитель оставался в стороне. Исключением не стало и электромашиностроение. Заказчики активно оснащали свои производственные линии (объекты, площадки) иностранной техникой, несмотря на то, что один из главных ее недостатков (помимо высокой стоимости и сложностей с ремонтом) — отсутствие возможности быть легко замененной отечественными разработками.

До недавнего времени это не было проблемой, но современные экономические реалии и политическая обстановка подтолкнули игроков к локализации производства, переходу на российское оборудование. Оказались ли готовы отечественные производители к вызову времени, и с какими трудностями им пришлось столкнуться — в интервью Родиона Суркова, коммерческого директора по ключевым клиентам ТД «Русэлпром».

– Ни для кого не секрет, что наши предприятия последние десятилетия делали выбор в пользу зарубежного оборудования и комплектующих. Но действительно ли все настолько плачевно?

– В нашей стране доля импорта в различных отраслях огромная: в станкостроении она составляет 90%, в тяжелом машиностроении — примерно 70%, в нефтегазовом оборудовании —60%, в электроэнергетике — около 50%, в сельхозмашиностроении — от 50 до 90%. И, к сожалению, такая ситуация характерна для большинства сегментов.

– Готовы ли клиенты следовать лозунгу «поддержи отечественного производителя»?

– Основная масса богатых заказчиков не намерена отказываться от иностранной продукции, так как за годы эксплуатации они стали сильно зависимы от нее. Хотя бы потому, что круг профессионалов, отвечающих за оснащение производства оборудованием, очень широк. Это технические эксперты, закупщики, иностранные проектанты, плюс существующая система внутренних стандартов, vendor-листов и пр. Изменить их подход непросто. Ждать заявок от отраслеобразующих потребителей также бесполезно. Для этого требуется реализовывать инициативные разработки аналогов иностранной продукции, связывать инвестиции в освоение и риски договорами о гарантированной программе закупок, пытаться брать деньги с заказчиков на оснастку, а не на НИОКР. Поэтому нам нужно проводить не импортозамещение, а импортовытеснение. Иначе не получится, нужны вдумчивые, но решительные шаги, а не полумеры.

– И все-таки импортозамещение — это реальность или всего лишь правительственный лозунг?

– После введения стратегии импортозамещения прошло чуть больше года, и надеяться на радикальную смену поставщиков за столь короткое время нельзя. Во-первых, основная масса потребителей просто не знает о существующих в стране производителях и уровне их качества. Во-вторых, технологическая отсталость от мировых лидеров отрасли также не дает возможности ощутить масштабный спрос. Однако мы надеемся, что благодаря шагам Министерства промышленности и торговли РФ (по сокращению доли импортной продукции) ситуация в скором времени изменится. Цель вполне достижимая, особенно если учитывать благоприятные факторы, связанные с валютным курсом и будущие меры господдержки.

– Как, по вашим прогнозам, может измениться ситуация для концерна, когда официальный курс на импортозамещение завершится?

– Учитывая экспертные оценки, мы уверены, что курс на импортозамещение в ближайшие лет пять не изменится. За это время наше оборудование для кораблей, энергообъектов, транспорта, ЖКХ, промышленности и пр., займет свое место не только по политическим мотивам, но и с точки зрения технико-коммерческих характеристик и конкурентных преимуществ.

– Значит после отмены санкций иностранным товарам будет нелегко отвоевать свою долю обратно?

– У высокотехнологичной машиностроительной продукции срок службы 15-20 лет. За это время мы получаем возможность закрепиться на рынке. Отвоевать свою долю обратно зарубежным производителям будет непросто. За это время для них возникают технические информационные барьеры, а заказчикам будет дороже переключиться с отечественного оборудования на вновь появившееся импортное.

– Какой поддержки вы ждете от государства?

– У реального сектора машиностроения есть четкие и давно сформулированные идеи рыночного характера, не ущемляющие конкуренцию и эффективность, в том числе и госкомпаний. В частности, нужно утвердить статус национального производителя с учетом глубины переработки, страны выгодоприобретателя бизнеса и пр., пересмотреть нормативное поле в части стандартов, ГОСТов и т.п., подготовить рекомендации по энергоэффективности оборудования, ограничить тарифными мерами экспорт сырьевых монополий (по меди, алюминию, стали), чтобы остановить рост цен на внутреннем рынке.

– Какие проекты уже реализованы в рамках программы импортозамещения?

– Действительно, процесс импортозамещения набирает обороты: практика применения отечественной продукции становится все более широкой. Наша компания благодаря значительному производственному и научному потенциалу, активно этому способствует.

Яркий пример успешного опыта по замене иностранного оборудования — поставка партии высоковольтных асинхронных электродвигателей типа АД. Они предназначены для привода гидронагнетателя главного пресса вместо английских DAW в габаритно-присоединительных размерах заменяемого иностранного аналога. Электродвигатели серии ДАЗО успешно работают в качестве привода дробилок на горнодобывающих и металлургических предприятиях, замещая аналоги производства Siemens.

Массово ведутся поставки, в т.ч. и на экспорт, электродвигателей для привода насосных агрегатов производства KSB и Sulzer, которые ранее стабильно комплектовались машинами Siemens, ABB и WEG. В низковольтном сегменте, как один из примеров – поставка вместо электродвигателей Nord Systems моторов типа АИС в габаритах заменяемой техники. Они выполнены по европейским нормам CENELEC. Это специальная серия, соответствующая требованиям международных стандартов. При этом она имеет преимущества перед зарубежными аналогами, поскольку изготовлена на российский стандарт напряжения, что приводит к ее эффективному и надежному использованию.

Перечисленные примеры — небольшая часть реализованных проектов. Для более полного знакомства с нашими возможностями в рамках программы импортозамещения обращайтесь в концерн «Русэлпром».

Обратная связь