О КОМПАНИИ

Вузы, абитуриенты и работодатели в активном поиске

Вузы, абитуриенты и работодатели в активном поиске

Дискуссии о путях развития высшего образования в России становятся все более актуальными. Отечественная экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах, обладающих современным уровнем знаний. В то же время статистика показывает резкий (до 20% за год) рост безработицы среди выпускников вузов. Данные соцопросов свидетельствуют о серьезных проблемах профориентации: около 70% студентов уже на первом курсе признаются в том, что ошиблись в выборе специальности.
Михаил Шипулин, директор по развитию персонала ООО «Русэлпром», считает, что поиск будущего работодателя надо начинать как можно раньше.


Многие студенты высших учебных заведений считают, что им нужно концентрироваться на учебе и только после окончания вуза приступать к поиску работы, конкретного работодателя. Этот подход имеет право на жизнь, но у него есть масса изъянов и рисков.

Можно смело утверждать, что выпускник сильно запоздал во взаимодействии с рынком труда.
Любому человеку свойственно искать себя по трем направлениям: призвание, профессия, работа. Очень хочется, чтобы работа соответствовала и профессии, и призванию. Но так бывает нечасто, деньги платят только за работу. Работу при этом дает конкретный работодатель.

При выборе вуза, факультета и специальности в фокусе у абитуриента прежде всего призвание и профессия. Ситуация на рынке труда или вовсе не учитывается, или представление о ней складывается на основе ложных сведений и мифов о быстрых и больших деньгах.
Более правильным элементом жизненной стратегии является учет состояния и перспектив рынка труда на этапе выбора вуза и специальности или хотя бы во время учебы. И чем раньше абитуриент или студент выберет конкретного работодателя или сегмент рынка труда, тем лучше будет подготовка к поиску такой работы, где он реализуется и в профессии, и в призвании.

Обязательно нужно учитывать значимость первого места работы, так как здесь формируется профиль трудовой мотивации, который в первую очередь интересует работодателя. Профиль личностной мотивации оказывается на втором плане. Проще говоря, от первого работодателя может зависеть трудовая биография нынешнего студента - будущего работника.

Трудоустройство - это тоже работа, и делать ее нужно хорошо. Здесь важно, но недостаточно владеть базовыми технологиями поиска работы: умение составлять резюме, грамотно писать обращение к работодателю, правильно проводить собеседование и т.д. Главное – найти среди множества работодателей самого ценного. Что его отличает?

Ценный работодатель:
  1. способен рассматривать соискателя не только на конкретную вакансию, но и на другие варианты и (или) перспективы;
  2. оценивает не только квалификационные дефициты, но и квалификационные профициты, и знает, как учитывать и использовать их;
  3. способен оценить правильность выбора профессии и специальности, а при необходимости скорректировать его;
  4. располагает специалистами по ситуациям «не знаю, что спросить», «не знаю, у кого спросить», «не понимаю, что происходит»;
  5. сопровождает сотрудника постоянно, а не только в период испытательного срока и адаптации;
  6. способен согласовывать личные цели сотрудника и цели организации;
  7. принимает соискателей и сотрудников не такими, какими они есть, а такими, какими они должны быть, тем самым делая их такими, какими они могли бы стать.

Запросы работодателей безусловно влияют на потенциал высшей школы. Это взаимодействие осуществляется, например, через выдвижение квалификационных дефицитов (что закономерно приводит к коррекции существующих учебных курсов и программ), привлечение различных систем повышения квалификации или переквалификации согласно требованиям работодателей.

Наиболее перспективными формами сотрудничества являются формирование программ обучения магистров под конкретный сегмент работодателей, и привлечение работодателей на этапе выбора абитуриентами вузов, факультетов, кафедр, а также в самом начале студенческой жизни - для оперативной коррекции выбора будущей специальности.

Измерить отдачу от сотрудничества вузов с работодателями можно как по масштабу и качеству потока соискателей на существующие и будущие вакансии, так и посредством социологических опросов среди студентов и сотрудников вузов. Нынешние результаты не вселяют оптимизма, зато побуждают к поиску более эффективных решений.

Обратная связь